Обзоры, Бизнес — 23 февраля 2023, 22:09

Удивительные стартапы февраля: Mavrck, Bounce, Fog Play и другие бизнес-идеи

Уже во второй раз соавтор подкаста про IT и маркетинг «Форточку открой» и главный редактор «Научпока» Дарья Никулина принесла вам на блюдечке свежие тренды, новости и апдейты из мира стартапов и всего такого.

Fast fashion, которая захватил мир 

SHEIN — это не только самый быстрорастущий ритейлер, который просто убил (ну или убьет) бизнес-модель Inditex, но и целая сеть технологичных стартапов. В 2022 году SHEIN обогнал Zara, H&M и Forever 21, а наибольшую часть своих продаж получил в США (28%).

Китайский ритейлер быстрой моды стал третьим самым дорогим единорогом в мире с оценкой в 100 миллиардов долларов в 2022 году. Однако в этом году произошла переоценка и теперь его стоимость составляет около 64 миллиарда долларов. 



На сайте маркетплейса в среднем ежедневно появляется около двух тысяч новых наименований. В основном компания фокусируется на женской одежде, что логично, но также предлагает мужскую и детскую линию, обувь, аксессуары, сумки и еще кучу всего. Ритейлер ориентирован на Европу, Америку, Австралию и Ближний Восток. Кстати, что примечательно, SHEIN не работает в Китае, хотя и является китайской компанией. 

А теперь самое интересное. Помимо того, что SHEIN сам по себе огромен, количество инновационных компаний в его экосистеме просто взрывает мозг. Мы о тех стартапах, которые тесно интегрированы с маркетплейсом. Например, BNPL-провайдер Klarna заявляет, что у нее 147 миллионов активных пользователей, более 400 тысяч розничных партнеров плюс она ежедневно совершает 2 миллиона транзакций. BNPL — это модель buy-now pay-later, которая позволяет пользователям брать товары в беспроцентную рассрочку. 

Неочевидную для потребителя сторону бизнеса закрывает инфлюенс-технологически-маркетинговая платформа Mavrck, которая помогает компаниям находить блогеров и селебрити и сотрудничать с ними. В 2022 году она привлекла 135 миллионов долларов инвестиций в качестве стратегического капитала.

 

Еще одна интересная сторона — производство по требованию. В чем суть? Допустим, мы знаем, что скоро весна, а значит, будет спрос на светлую одежду из легких тканей, а еще мы знаем, что будет весенняя распродажа, потому что в апреле традиционно проседают продажи и их надо стимулировать. Так, помня об этом, менеджеры из SHEIN, ориентируясь на последние тренды, заказывают коллекцию или коллекции у платформы vPersonalize, которая предоставляет инструменты для кастомизации одежды и обеспечивает производство по требованию на коммерческом уровне. Разумеется, работают они не только с этим маркетплейсом, но можно с уверенностью предположить, что SHEIN их якорный клиент.

 

Повторная коммерция или перепродажа, а если говорить языком дней не так давно минувших — second hand. Хотя этот тренд больше распространен в сегменте высокой моды (стоит вспомнить тот же Oskelly), в фаст-фэшн ему тоже есть место. Рисейл-сервис Recurate предлагает полностью интегрированную торговую площадку для перепродажи, которую предприятия ecom, такие как SHEIN, добавляют на свои веб-сайты. 

 

С учетом того, что по статистике Industry Dive, более 20% всех онлайн-покупок возвращается, очень логично выглядит сотрудничество SHEIN с Narvar. Последний сервис предлагает бизнес-решение для быстрого и удобного возврата товара. 

Мы можем сколько угодно говорить о том, что быстрая мода — это один из главных источников загрязнения в наши дни, но факт остается фактом — SHEIN растет год от года и делает это стремительно. Сколько будет продолжаться этот рост? Это уже совсем другой вопрос, ведь одежда на маркетплейсе в основном выполнена из искусственных тканей, а по последним исследованиям 72% потребителей в США хотят покупать одежду, изготовленную из натуральных волокон, таких как хлопок, шерсть или шелк. Напомним, что США — это огромный рынок, с которым точно надо считаться.  

Цифровые кочевники и отдельный связанный с ними рынок 

Пандемия подарила многим свободу работать из дома, с виллы у моря в Италии или с рынка с морепродуктами на Бали. Прошло уже три года с начала пандемии, а офисы в США и Европе, судя по последним данным, до сих пор заполнены всего на 40-50%

Непонятно зачем условному американцу теперь тратить баснословные деньги на аренду квартиры в Нью-Йорке, если можно свалить в Мексику и жить долго и счастливо у моря и в тепле (в Нью-Йорке далеко не всегда тепло, если что). 

В связи с этим появляется целый новый рынок обслуживания «хотелок» и упрощения жизни подобных цифровых кочевников. Например, вот решил ты уехать. Но ты же не потащишь с собой на Шри-Ланку полную квартиру своих вещей? Для решения этой проблемы был создан Bounce, который привлек 12 млн долларов инвестиций. Стартап предоставляет услуги мини-складов и хранения вещей по всему миру. 

 

Для того, чтобы не остаться без связи, пока ты не купил местную симку, есть сервис Airalo, который предоставляет электронные сим-карты для путешествий. Если заболеешь, есть глобальная страховка от SafetyWing. Для регистрации ИП и компаний есть сразу несколько крутых компаний: Osome в Сингапуре, Xolo в Эстонии, Doola в США. А автоматизировать бухгалтерию поможет итальянский стартап Fiscozen, который буквально недавно привлек 8 млн евро инвестиций. 

 

Все это выглядит ну очень перспективно. По отчету Upwork, уже более половины компаний используют удаленных подрядчиков на проекты вместо найма в штат. А к 2027 году фрилансеры вообще будут составлять половину от всей рабочей силы. Выводы напрашиваются сами собой. 

Впрочем, мы все равно обратилась за комментарием к эксперту — стартап-трекеру и автору телеграм-канала «Патушинский» Александру Патушинскому (боже, как оригинально): 

«Фрилансеры для стартапов — не оптимизация, а базовая необходимость. Так было всегда и неспроста — одни плюсы: оплата по часам вместо зарплаты, никаких отпусков и больничных, уволить можно в любой момент. Кроме экономии, есть и другие возможности. Например, вместо найма узкого или слишком квалифицированного специалиста в штат, можно нанять его для разовой консультации, аудита или сессии вопросов-ответов для менее опытной команды.

Обратная сторона медали тоже есть. Главная проблема — вовлечение. Фрилансеры не мотивированы играть вдолгую, они сосредоточены на конкретной задаче. Частью команды удаленные работники не станут, "болеть" за результат не будут и всегда предпочтут оставаться в стороне с явно обозначенной ответственностью. Так или иначе, навык работы с фрилансерами бесконечно важен и фаундеру важно ему учиться».

Монетизировать то, что у тебя есть, но ты этим не пользуешься

Почему, если можно монетизировать свое время, то нельзя монетизировать то, что у тебя есть, но ты им пользуешься от силы два раза в неделю? На стыке всяких подработок и шеринг-экономики родился проект от МТС. Компания предлагает сдавать свой компьютер в аренду геймерам через облачный сервис Fog Play (по их терминологии это называется «туманный гейминг» — звучит интригующе, не так ли?). Все очень просто: ставишь специальный софт для удаленного рабочего стола, назначаешь цену за час и смотришь, как твой комп надрывается, помогая условному школьнику Васе из Нового Уренгоя покатать в «дотку» с друзьяшками. Получается, доброе дело делаешь. 



Такая практика, кстати, распространена у физиков-астрономов, потому что для многих операций с данными нужны тысячи компьютеров, которые используются как один суперкомпьютер. 


Фото: Нарек Билян
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова