Я узнал, что сейчас ты в Южной Африке…
Да, я была во Франции, потом в Португалии и вот добралась сюда. После поеду на Берлинский кинофестиваль.
Как гость или как зритель?
Просто как зритель. Мне кажется, увидеть какой-то фильм первой — это прикольно.
Расскажи про ЮАР! Есть что-то, что тебя удивило?
Я уже была здесь в марте прошлого года. Природа! Невероятно красивая природа.
Давай обсудим твой маршрут. Ты первый раз побывала в Париже?
Да, это был мой первый раз. И почему-то внутренне было ощущение, что этот город не должен мне понравиться. Но, к счастью, оказалось наоборот. У этого города какой-то очень свободолюбивый нрав, открытый вайб. И мне это очень понравилось, особенно на контрасте с Россией. И впечатлило количество людей в музеях.
В Лувре?
Да, именно поэтому я и не пошла в Лувр. И не пошла смотреть близко Эйфелеву башню, потому что там очень много людей. Но я насладилась ими издалека. Зато я была в прекрасном музее Орсе, там была временная экспозиция Мунка. Его тоже удалось посмотреть лишь частично — из-за людей, потому что большое скопление людей на меня плохо действует. В целом мне очень понравился Париж и особенно рестораны.
Из-за открытости местной молодежи?
Нет, из-за того что я люблю очень вкусно поесть. Особенно хотела бы отметить La Couple.
А в Португалии ты была в Лиссабоне?
Да.
Там тоже свободолюбивые люди?
Мне вообще кажется, что где потеплее — там везде люди чуть более открытые. Например, до сих пор очень удивляет, когда слышишь от незнакомца: «Привет, как ваш день, ребята?» И люди действительно ждут ответа, хотя это, казалось бы, формальная часть, которая с твоей стороны предполагает что-то вроде: «Мы гуд», «Мы тоже гуд» и все. Вчера у меня завязался серьезный разговор с водителем такси, когда я сказала: «Ну, если честно, я немножко устала, весь день занималась уборкой дома». И он такой: «Да? А что за дом?» Я в ответ: «Ничего себе, мы сейчас действительно будем разговаривать?» И мы правда 15 минут болтали ни о чем. Я ему как раз сказала, что меня удивляет, как формальное приветствие может перерасти в неформальный диалог. А он ответил: «Нет, я правда спрашиваю, потому что, знаешь, это может как-то поддержать тебя. Вдруг тебе грустно, а наш разговор make your day». Это очень клево! И чем больше ты путешествуешь, тем привычнее это становится. Такие изменения я в себе замечаю, и мне это очень нравится.
Я тоже замечал такие неравнодушные взгляды! Мне всегда казалось, что в подобных ситуациях для того, кто спрашивает «как дела», получить ответ важно на уровне энергии. Мол, им просто приятно знать, что у другого человека тоже все хорошо, ведь от этого становится чуточку лучше.
Да!
Давай поговорим про «Комплекс бога». Чем этот проект тебя заинтересовал?
С этим сценарием у меня была очень долгая история. Сначала, насколько я знаю, сериал должна была снимать сама Алена (Званцова, сценарист проекта. — Прим. SRSLY), и прошло достаточно много времени прежде, чем процесс запустился. Заинтересовал, потому что это психологический детектив, триллер, а такой жанр мне очень нравится. Алена написала потрясающий сценарий, вот и все.
Твою героиню зовут Настя. Как ты собирала эту роль? Проводила какой-то ресерч по работе официанта? Те же фенечки на ее руке — чья идея для образа?
Какого-то специального ресерча я не проводила, но поскольку довольно много времени провожу в едальных заведениях, то наблюдала за тем, насколько хорош там сервис. Очень часто ходила в кафе «Тото», смотрела. Там, например, ребята работают замечательно. И кафе, где работает Настя, точнее, место, где мы снимали, — оно как раз находится по соседству с «Тото».
У меня нет какой-то захватывающей истории о том, как создавался образ. Настя — не какая-то необычная девушка, у меня там нет бороды, как у персонажа Дани (Страхова, исполнитель главной роли в сериале. — Прим. SRSLY). Я знаю, он хотел бриться наголо, но продюсеры умоляли этого не делать, поэтому решили, пусть у него будет такая вот борода, чтобы уйти от самого себя.
Мне же отращивать было нечего. А так, это работа всех: режиссера, меня, художника по гриму, художника по костюмам. Настя работает в кафе, значит, не носит каблуки, предпочитая удобные кроссовки, свободную футболку. Что ее заведение — не лакшери рестик на Патриках, а какая-то забегаловка: днем там готовят рамен, вечером наливают пиво. Конкретно эти фенечки… мне моя тетя какую-то из них привезла из монастыря, другую — кто-то из Индии. У меня рука не поднимается их выбросить, но я очень рада, что их можно использовать для съемок. И кольца, которые я когда-то носила в институте. Мне тогда очень нравилось, что у меня было так много колец. Я их делала на заказ. Теперь не ношу, но иногда они попадают в кадр.
Что между вами с Настей общего? Например, она тактильный человек, а ты?
Я очень тактильная, но только с близкими людьми. Если кто-то на улице захочет со мной обняться, скорее всего, я убегу. Но, безусловно, что-то общее есть. Могу сказать про себя, что я эмпатийный человек. Странно будет перечислять сейчас свои хорошие качества. В Насте я вижу открытое сердце и ум. Но я не видела сериал, значит, не могу говорить о ней со стороны. Мне даже не хочется называть «Комплекс бога» сериалом — сценарно, режиссерски это кино.
Меня в самом деле удивило перевоплощение артиста Страхова. Какое впечатление эта метаморфоза производила на съемочной площадке?
Даня очень приятный и чуткий. Он внимателен к своей роли и к партнеру. И, честно, я очень волновалась перед встречей, потому что нам не удалось увидеться до съемок. Но, как это обычно бывает, я очень доверилась Флюзе (режиссер сериала. — Прим. SRSLY) и Анжеле Тимерхановой, кастинг-директору проекта. Я точно знала, они не могут ошибиться — между героями должна появиться химия. И, когда мы в первый раз увидели друг друга, она возникла.
Ты ищешь роли на сопротивление?
Знаешь, этот вопрос можно задать моему агенту. Долгое время я думала, что комедия — это не мой жанр. Или, не знаю, мне казалось, что это очень глупо. Но время идет, появляются хорошие сценарии, комики, которые заставляют поменять мнение. Сейчас мне было бы очень интересно сняться в комедии. Потому что, очевидно, я drama queen, но мне хотелось бы еще освоить нечто совсем иное. Можно сказать, что комедийные роли — и есть на сопротивление, это повышает к ним интерес.
Наблюдаешь за людьми, когда готовишься к ролям?
Ну, если я скажу «нет» — это как-то… Помню, на первом курсе к нам приходил Евгений Миронов, рассказывал, как у него долго не складывался образ, потом он нашел очки какие-то, и все сложилось. В моей жизни ни разу не было, чтобы я, не знаю, надела какие-то туфли, и все: «Образ у меня в кармане, я знаю, что делать». К сожалению, у меня такого никогда не происходило. Ты всегда идешь от персонажа, от темы. И вот так я строю свою работу… У меня нет какого-то блокнота, где описаны поведенческие особенности. Я смотрю: этот человек очень открытый, эмоциональный, он может так махать руками, а вот этот человек — не может.
Я просто нередко слышал от разных артистов, что иногда они выходят «в поле»: спонтанно наблюдают за людьми, снимают с них какие-то поведенческие особенности.
А-а-а, что у них есть, типа, блокнот для записи наблюдений? Присмотрюсь к тренду, как раз купила клевый блокнот в Париже.
Перед нашим разговором я прочитал несколько твоих интервью, и почти в каждом ты рассказывала об очередном изнурительном этапе подготовки к съемкам — обучении конной езде и так далее. Какой самый неочевидный навык ты получила?
Жонглировала мечами. И все это надо было делать как бы в стиле танца вог. На улицах можно увидеть людей, которые как бы жонглируют такими горящими факелами на цепях... мне подсказывают, что это называется пои. И я училась жонглировать вот этими штуками, чтобы перейти на мячи. Было клево.
Успешно?
Да! Я очень хорошо запомнила эту смену, потому что долго выстраивали круговую панораму: там тележка ездила по кругу, снимала. И нужно было сначала сделать общий, затем чуть крупнее и только потом крупный план. А солнце-то передвигалось, и мы снимали в первую половину дня — в итоге у меня сильно сгорела одна сторона лица и тела.
Ужас.
Вот этим мне еще запомнился мой опыт жонглирования мечами.
Какой-то травматичный опыт.
Ну, а кино вообще нелегкое дело.
Когда ты захотела стать актрисой?
Я только недавно думала о том, как так получилось, и поняла, что не было какого-то конкретного момента. Я не хотела быть актрисой, просто так получилось. В детском саду маме все говорили: «Ой, у вас такая девочка артистичная, ее обязательно нужно в артистки». В школе я тоже поддерживала это звание. У меня и выбора не было, в 11-м классе, помимо математики и русского, я сдавала литературу — а с ней только в театральный.
Я с тем же набором поступал в институт.
Вот-вот. Ты понимаешь, о чем я говорю.
Ты посещала в школе театральные студии, секции?
Я ходила в школу, которая называется «Псковский педагогический комплекс». Я училась на отделении искусств, где, помимо актерского класса, например, занимались хореографы. У артистов на направлении было все: и хоровое пение, и танцы, и спектакли новогодние, которые мы ставили. И, если нужно было какое-то мероприятие в школе провести или стихи прочитать, это тоже делали мы.
Нередко ты соглашаешься на съемки в коротких метрах. Какими должны быть такой маленький фильм и его автор, чтобы тебе это было интересно?
Сценарий должен быть интересный — вот это самое главное. У меня нет, знаешь, какой-то миссии. Разные бывают артисты, но я не из тех, которые говорит: «Вот я помогаю молодым…»
Кто пишет «снимаюсь в студенческих коротких метрах».
Это не про меня, я очень люблю комфорт… люблю, когда ты на равных, а очень часто, когда это студенческая работа, случается, что режиссер просит: «Сделай так». Я говорю: «Почему так?» И он мне отвечает: «Это личное». Или: «Ну пожалуйста». Я такая: «В смысле? Вот такой у нас диалог будет? "Ну пожалуйста?"»
Может быть, наш опыт покажет кому-то, что это профессия не для всех. Но в первую очередь мне, конечно, важен сценарий. Например, не удалось пока сыграть какую-то роль в сериале или полном метре, зато можно попрактиковаться на таком материале, попробовать для себя что-то новое.
За время нашего разговора ты часто акцентировала внимание на том, что кино — коллективный труд. На коротких метрах эта коллективность не всегда в полной мере представлена. Могут отсутствовать какие-то цеха или…
Да. Или цеха меняются, каждый день на площадке появляются новые люди, кто-то подходит к тебе, спрашивает: «А что снимаем?» И тут как бы рушится вся эта магия, ты не понимаешь, зачем это. Безусловно, студентам, будущим режиссерам, нужно на ком-то учиться, но я готова только на коллективное творчество, а не на эксплуатацию себя.
Несколько лет назад ты завела страницу в инстаграме по совету астролога. Сейчас ты прислушиваешься к прогнозам или каким-нибудь знакам вселенной?
У меня есть несколько астрологов, к советам которых я прислушиваюсь. Там общие какие-то рекомендации или персональные. Не могу сказать, что я сильно в этой теме. Смогу ли сама прочитать свою натальную карту? Нет. Но я не уверена, что мне это нужно, потому что я человек сильно тревожный, и если мне покажется, что я увидела там что-то плохое, то могу это раздуть… засяду дома и никуда не выйду. Будет там написано «сегодня какая-то поездка окажется неудачной» — все, на улицу ни ногой.
Но ты еще об этом думаешь. Настраиваешь себя.
Да, конечно.
Бывают люди, которые летают только по своему астрологическому прогнозу. Я так не делаю, но, например, если пишут «сегодня лучше не пить алкоголь», то обязательно подумаю, что в целом это неплохой совет и сегодня можно обойтись без спиртного. Или: «Сегодня десять раз подумайте, прежде чем потратить деньги на очередное платье, которое вам разонравится». И я такая: «Совет очень даже». Прислушиваюсь к тому, что мне кажется дельным, и пока это вроде как работает.
А эти советы никогда не противоречили друг другу?
Думаю, что все уже слышали про ретроградный Меркурий. Моя практика только подтверждает работу этого закона, хотя на самом деле, как мы знаем, никакого ретроградного Меркурия не существует.
Прошло, страшно сказать, десять лет со съемок «Как меня зовут». Как ты сейчас воспринимаешь тот период?
Это как если я сейчас спрошу тебя про твою первую любовь.
Примерно то же самое?
Да, те съемки, люди, они дали мне все. Потому что, когда ты учишься в институте, тебе никто не говорит, как играть. С Брусникиным было понятно, что он сильно топит за практику. Он считал, что артист должен как можно больше времени находиться на сцене. Наша мастерская считалась достаточно лояльной — и я была первой, кого он отпустил на съемки. Потому что считается неклассным, когда ты учишься в институте и параллельно еще снимаешься. У нас были такие ребята, но до второго курса они «не дожили». Брусникин прочитал сценарий «Как меня зовут» и отпустил меня. И я как на тренировке — прокачала свои скиллы. Есть такой мем, знаешь, маленькая собачка и накачанная собачка. Вот после этого фильма мне казалось, что я и есть такая накачанная собачка.
На этих съемках для меня были заложены основы подобного отношения. Что это коллективный труд, что это семья — мы ведь до сих пор все общаемся. И я не могу даже сказать, что это какая-то завершенная глава моей жизни, потому что эти люди — очень близкие мне друзья.
А режим «накачанной собачки» по возвращении был заметен другим? Мастеру?
Мастер отметил мое отсутствие. Потому что он разрешил мне уехать и потом забыл, что меня отпустил. И звонил, спрашивал, где я. А я отвечаю: «На съемках, вы меня отпустили». И когда вернулась, боялась показаться ему на глаза, потому что думала, он меня обратно не отпустит на съемки.
После этого опыта появился внутренний навык не бояться своих партнеров. Когда соприкасаешься с чем-то и немножко понимаешь, как это работает, все не вызывает у тебя сильного страха, а только любопытство.
Вопрос, который я задаю всем брусникинцам: какой совет мастера ты вспоминаешь чаще всего?
Профессиональный совет я бы не стала раскрывать; пусть это будет мой «секретик». Дмитрий Владимирович говорил: «Нужно всегда оставаться человеком». Мне кажется, так мы были воспитаны, сначала как личности, потом как артисты. Потому что если ты как личность — никто, то что ты можешь дать этому миру?
Расскажи, где в ближайшее время тебя можно будет увидеть? Кино? Театр?
Театр у меня сейчас на паузе, потому что я год путешествую и, так сказать, даю дорогу молодым. Сейчас все наши спектакли существуют в других составах, что, конечно, очень радостно. Не помню, где я это услышала, но мне понравилось: «Если у тебя есть бизнес, и он перестал работать, когда тебя, например, сбил автобус, то у тебя @#$вый бизнес». Кто-то не видит для себя возможности играть в театре, кто-то живет в другой стране, кто-то путешествует, поэтому на смену нам пришло молодое поколение. Сейчас уже выпускается четвертый курс, курс Марины Станиславовны Брусникиной и Сергея Алексеевича Щедрина. И вот они тоже заняты в этих спектаклях.
Может быть, это хорошее время для перезагрузки, потому что, когда Брусникин ушел, начались попытки заново учиться ходить, а сейчас время даст осознание, что мне не нужны эти костыли, не знаю. Время заставляет подумать. А кино… скоро должен выйти «Друг на час» — это комедийный сериал. Очень его жду. Еще я снялась в коротком метре, но не знаю, когда и где его можно будет посмотреть. Снимал Денис Виленкин, называется «С красной строки». Также я очень сильно скучаю по второму сезону «БИХЭППИ», но не знаю, выйдет ли он вообще. Я так радовалась, что наконец-то хоть в каком-то проекте не бегаю по лесу вся в грязи, и никто из детей моей героини не умирает!
Бегать по лесу это про «Плейлист волонтера»? У тебя там небольшая роль?
Там действительно маленькая роль, но, когда я прочитала сценарий, в нем было написано: «Мила, 26 лет, симпатичная девушка с каре, как у Марины Васильевой». Так я поняла, что это будет моя роль! Мы постоянно на пробах пересекались с Димой Чеботаревым и вот наконец снялись вместе. Я влюблена в этого артиста, он невероятно харизматичный, чуткий. И все остальные ребята прекрасные, все — товарищи. Это как раз пример приятного сотворчества.
Могу только пожелать, чтобы тебе чаще приходили сценарии с ремаркой: «У героини каре, как у Марины Васильевой».
Спасибо!