Сначала об общем для всех. В Patreon провели опрос более чем полутора тысяч креаторов, чтобы выяснить боли, связанные с алгоритмами на платформах. Выводы неутешительные, потому что стала очевидна абсолютная зависимость и безысходность нашего положения:
— больше двух третей опрошенных заявили, что чувствуют себя зависимыми от технологических платформ, но при этом полагаются на них для демонстрации своего творчества (как говорится, а что поделать?);
— 73% креаторов недовольны тем, как алгоритмы влияют на их творчество;
— 83% авторов предпочитают коллабиться с другими авторами вместо того, чтобы отдавать деньги платформам за платное промо (оно еще и убивает органику…);
— около 40% креаторов не имеют представления, как заставить алгоритмы работать на повышение охватов;
— ¾ авторов уверены, что алгоритмы наказывают тех, кто выпускает контент нерегулярно.
Интересным взглядом на эту проблему поделился автор телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов: «С одной стороны, может показаться, что алгоритмы убивают творчество, но с другой, как мне кажется, они заставляют постоянно развиваться и искать свежий взгляд на вещи и подачу контента».
Бонусом хочется поделиться еще одним интересным исследованием, на этот раз от Brand Analytics, правда, еще за октябрь этого года. Лично я да и многие мои коллеги почерпнули тонну любопытных инсайтов:
— по оценке авторов исследования, рынок российских социальных медиа насчитывает 62,2 млн авторов. При этом число креаторов в России год к году сократилось на 6%, а вот их активность выросла сразу на 36%. Нас стало меньше, но нас не остановить;
— по количеству активных авторов и объему контента в России лидирует «ВКонтакте». Вы не поверите, но «Одноклассники» на втором месте. Я вообще уверена, что эту соцсеть не стоит сбрасывать со счетов, потому что ее развитие идет семимильными шагами.
А вот абсолютный рекорд по приросту авторов на платформе показал, что неудивительно, Telegram — рост составил 144%. По понятным причинам наиболее сильное снижение числа авторов у Instagram — на 55% и TikTok — на 74%.
Теперь по ключевым обновлениям по каждой из платформ. Начнем с Telegram
В ноябрьском обновлении телегама появилась возможность переводить видеосообщения в текст. Правда, доступно это лишь владельцам Telegram Premium, но лично я только ради этого премиум-подписку и оплачиваю. А еще напоминаю, что можно вообще запретить присылать вам войсы и кружочки. Пользуйтесь на здоровье.
Еще одна фича обновления, а именно создание форума, была протестирована автором канала DNative, и вот его честное мнение, с которым я, к слову, согласна: «Для чата Dnative протестировал создание "тем" в новом обновлении Telegram. Все прекрасно и круто, кроме того факта, что создание хотя бы одной темы убивает сам основной чат. Только вверху справа можно открыть основной чат, но писать сообщения в него больше нельзя. Ну и да. С десктопа "темы" не работают… Не рекомендую пока так делать на своих больших и старых чатах».
VK
«ВКонтакте» выпустили свежий отчет, в котором поделились цифрами заработка авторов, а также рассказали про развитие монетизации на платформе. Вот интересные цифры из отчета:
— в третьем квартале 2022-го количество созданных сообществ увеличилось на 28% год к году;
— просмотров ленты стало на 45% больше благодаря развитию алгоритмов, пользователи на 25% чаще стали вступать в сообщества;
— выручка авторов от монетизации на платформе ВКонтакте (монетизация видео, партнерская программа, VK Donut и другие) выросла на 88% год к году. За три месяца, с июля по сентябрь, авторы заработали с помощью VK Donut 126 млн рублей. Это в три раза больше, чем годом ранее. Количество сообществ, которые подключены к VK Donuts, выросло в полтора раза;
— доход сообществ от монетизации видео вырос в десять раз за последний год. К монетизации видео подключено более 15 тысяч сообществ.
Yappy
Свершилось: российская соцсеть с короткими видео Yappy почти готова включить легальную интеграцию музыки. Предполагается модель использования вертикальных видео с музыкальными фрагментами от 3 секунд до минуты, как это делается в TikTok. К слову, стоит поделиться тем, какие сейчас показатели у сервиса (выглядит довольно достойно).
Платформа по-прежнему один из главных ньюсмейкеров месяца. Но мы же все-таки не про новостные поводы от Илона Маска, а про новые фичи, так что даже отчет о количестве активных пользователей и финансовых показателях я решила сегодня оставить за скобками.
И снова хочется написать «свершилось», но этот прием уже был использован… Короче, Twitter приостановил продажу галочек верификации за 8 долларов в рамках подписки Twitter Blue.
Решение принято на фоне того, что некоторые пользователи начали создавать фейковые аккаунты официальных компаний, звезд и политиков, покупать для них верификацию и выдавать за официальные аккаунты.
Казалось бы, только простор для невинных пранков, но не все так просто при капитализме. Например, пострадала фармкомпания Eli Lilly and Company, которая занимается продажей инсулина. Фейковый аккаунт твитнул, что инсулин теперь бесплатный. Это стало причиной падения акций компании на бирже. Настоящий аккаунт, конечно же, все опроверг, но эффект домино уже было не остановить.
После сразу нескольких подобных кейсов твиттер решил от греха подальше приостановить продажу галочек верификации, например, такая опция пропала из приложения для iOS. У некоторых пользователей, которые уже приобрели галочку, она также исчезла.
Instagram и Facebook
У Meta нехилые проблемы. Этот год стал для компании худшим за всю ее историю: скандалы, разочарование инвесторов после публикации отчетности и, наконец, резкое падение стоимости акций более чем в три раза — с 337 долларов за акцию в декабре 2021 года до 90 долларов в ноябре 2022-го.
Среда 9/11 стала для 11 тысяч сотрудников Meta черной: Марк Цукерберг решил сократить именно такое количество сотрудников. Западные медиа не ошибались, прогнозируя массовый лэй-офф: минус 13% сотрудников за один рабочий день сильно даже для такого IT-гиганта с огромной капитализацией. И все это на фоне 50%-ного сокращения сотрудников уже упомянутого выше Twitter. Сократили даже отдел коммуникаций, поэтому на запросы СМИ отвечает лично Илон Маск (шутка с привкусом горечи слез пиарщика).
И еще кое-что любопытное, правда, из рекламного рынка…
Акции и Google и Meta драматично упали после публикации откровенно плохой отчетности. Компании говорят, что замедление их роста — это последствия проблем глобальной экономики. Ну да, конечно, дело же только в этом! То, чего мы так ждали (лично я вообще как манны небесной), наконец происходит — монополии медленно, но верно теряют свой рынок.
По мнению экс-аналитика Бена Эванса (ex16z), причины следующие (и долго копать даже не пришлось):
— TikTok сделал колоссальные успехи как в перетягивании аудитории, так и рекламных денег. Потому что, где аудитория — там и деньги рекламодателей;
— взлет так называемого retail media — рекламных инструментов внутри крупнейших маркетплейсов. Рост рекламной платформы Amazon в пять раз опережает темпы роста рынка рекламы. Спойлер: у российского OZON наблюдается то же самое;
— закончилась золотая ковидная эпоха игрового рынка. Следовательно, сократились и бюджеты на привлечение пользователей — а это была немаловажная часть доходов;
— ну и состояние мировой экономики, конечно, тоже подлило масла в огонь.
Это все апдейты социальных сетей, и как-то так вышло, что еще и обзор ситуации на рекламном рынке за прошедший ноябрь.