Интервью, Интервью — 4 ноября 2022, 13:44

«Приходится себя постоянно приземлять». Интервью с художницей Леной Марру

Текст:
Лена Марру начала выставляться еще до того, как окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова в 2015 году. Параллельно с участием в групповых выставках она создавала капсульные коллекции одежды с ручной росписью, раз за разом возвращаясь к живописи. В сентябре 2022 года работы Марру можно было увидеть на маркете современного искусства Blazar в секции независимых художников, а спустя пару месяцев — в галерее «Соль» при все том же Суриковском училище. Накануне открытия персональной выставки Лены Марру «Невесомость» куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовали с художницей.

Лена, расскажи, пожалуйста, каким образом тема детства стала главной идеей твоих работ?

В основе моих размышлений лежала тема быстротечности времени, невозможности его удержать. Детство стало для меня якорем, спасением от неминуемости. Оно дарит надежду. Я помню истории родителей и бабушек из их детства, я вижу детство своих детей и могу расставить маяки, провести параллели между историями с разницей  почти в сто лет и найти в них идентичные моменты, вневременные понятия. Именно в детстве мы открыты миру как космосу и наши рассуждения неподвластны общим нарративам, именно в детстве происходят события — ключики для всей последующей жизни.

На первый взгляд, используемые тобой достаточно наивные образы предполагают иное видение, что-то глубокое и мрачное присутствует в твоих работах. Как бы ты охарактеризовала этот синтез? 

Я изображаю детей намеренно светлым, почти белым силуэтом — как синоним чистого листа белой бумаги на ветру. Это хрупкость и легкость. Мир вокруг ребенка все тот же, что и мир вокруг взрослого, он такой же чуждый, таинственный, непонятный. Но ребенок постоянно идет навстречу миру, «открывает» его снова и снова: залезает на скалы, прыгает в воду, лазает по деревьям — как будто испытывает себя или, наоборот, природу на прочность, утверждает свое «я» в миропорядке.


Этап «разворачивания» является для тебя ключевым элементом? Как ты пришла к этому методу? 

Для меня это своего рода отражение энтропии во времени. Мазки, проникшие через тонкую ткань, как сквозь время памяти. Некая утрата, неоднозначность и нерукотворность процесса, который перестает быть полностью зависимым от моей руки, вызывает во мне смешанные чувства, схожие с ностальгией. Я испробовала много вариантов, работая над темой времени, и, на мой взгляд, этот метод отражает суть моих размышлений.

Выставка отсылает нас к фильмам Тарковского. Какое влияние режиссер оказал на тебя?

Фильмы Тарковского, как и стихи его отца, оказали на меня влияние еще в самом начале моего творческого пути, в подростковом возрасте.

В процессе работы над проектом я начала поднимать пыльные слои своего же становления и докопалась до первоисточника. Меня поразило то, сколько точек соприкосновения с работами режиссера проявилось в моем проекте спустя столько лет. Его идеи о памяти, отражениях пространств, ностальгии по невозвратному, не до конца даже понятые, проросли во мне и дали новое  переосмысление. И вот я открыла их снова, но уже в своем проекте. Цитируя Андрея Арсеньевича: «И вода для меня — отражение. Но не только. Может быть, это какая-то древняя память. Вода, речка, ручей — для меня очень много говорят…» 

Название выставки — «Невесомость». Насколько тебе характерно это состояние?

Даже слишком характерно, особенно в творчестве. Приходится себя постоянно приземлять. Для меня самый любимый этап работы — первый. На белой ткани еле проступают невидимые мазки непонятной формы. Все время хочется на этом остановиться и не нагружать холст. Белое на белом, что может быть легче?


Сталкивалась ты с cancel culturе?

Наоборот, многие в моих работах улавливают настроения неорусского стиля рубежа веков, и им нравится считывать этот культурный код. Я не стремлюсь подчеркивать это в своих работах, но я поддерживаю преемственность, ведь я являюсь частью русской культуры, у меня в голове не укладывается, как можно отгородиться от такого огромного наследия.

Возможно ли сейчас создавать искусство и каким ты видишь его будущее в сегодняшних реалиях?

Когда из мира уходит гармония, он нуждается в искусстве как никогда. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.

Мне кажется, искусство — это одно из самых бескорыстных занятий человека. Да, творцы наиболее беззащитны в своей работе, но в этом есть и смелость. И лучшие произведения возникали именно в самые трудные времена.



Фото: личный архив Лены Марру
Новости — 19:15, 10 октября
У «Алисы» появилось собственное мобильное приложение
Кино — 19:06, 10 октября
Эй, маяк! Дневник второй: мстительный скуф Магнитогорска, обидчивый зэк Борисов и саундтрек к апокалипсису
Новости — 17:01, 10 октября
Начались съемки 2-го сезона «Черного облака»
Новости — 15:00, 10 октября
Том Харди снимется в новом сериале Гая Ричи
Новости — 12:50, 10 октября
«Техасская резня» и «Психо»: Variety назвал 100 лучших хорроров в истории