На этот раз
Ирина Шихман взяла интервью у Сергея Мохова — антрополога и танатолога, автора книги «Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия». В своем телеграм-канале Шихман отметила, что тема выпуска довольно спорная, но, как сказал Мохов (и с ним сложно не согласиться): «Все вопросы про смерть, на самом деле, это вопросы о том, что такое человек».
Отношение к смерти постоянно менялось. Сначала люди действительно верили в воскрешение и совсем не заботились о теле. Это влияло на обряды погребения — о покойных не слишком тревожились, кладбища обычно располагались в черте города, а иногда на их месте вообще строили рынки. Ситуация изменилась с наступлением Реформации в конце XVI века. Интересы людей все больше смещались с небес на земные дела, что привело в итоге к торжеству позитивизма в XIX веке. Теперь в центре духовной жизни оказался сам человек, а значит, ему не пристало уходить из жизни кое-как.
Тогда же из протестантской этики рождается идея достойного ухода из жизни. Она отразилась на живописи, в которой появляется жанр death at bed, изображающий последние часы человека, непременно окруженного любящей и скорбящей семьей. В обществе набирают популярность идеи кремации, как альтернативы погребению, и эвтаназии — человеку не должно уходить из жизни в страданиях, подобно животному.
Гражданская Война в США (1861–1865) запустила новый тренд — бальзамирование. Даже президента США Линкольна бальзамировали. Теперь покойный мог выглядеть лучше, чем при жизни. Похороны окончательно превратились в бизнес и породили несколько довольно забавных реклам. Мохов приводит несколько примеров: плакат, представляющий новую модель катафалка или сцену из сериала «Клиент всегда мертв», в котором владельцы похоронного бюро сравнивали гробы с последней моделью BMW.
Последним звеном в этой исторической цепи стали похороны по скайпу, распространившиеся во время пандемии. Впрочем, Мохов скептически смотрит на возможности диджитилизации погребения и полагает, что они не приживутся после отмены изоляции.
Сергей Мохов: похороны в космосе, бриллиант из усопшего или цифровое бессмертие // А поговорить?..
Фото: Кадр из программы «А поговорить?»