Каждый год у московских театралов (и не только) есть традиция: стоять часами на холоде в очереди за заветным билетом на «Щелкунчика» в Большой театр. Вот и в этом году от этой нездоровой традиции решили не отказываться. Километровые очереди, номерные браслетики, продажа места в очереди и билеты у перекупщиков — все составляющие «праздника» на месте.
В субботу, 22 ноября, Большой театр начал продажу в кассах театра первых спектаклей из блока «Щелкунчика», а к понедельнику (24 ноября) — к старту продажи на сайте — билетов почти не осталось. Из почти 9 тысяч билетов до сайта дошли только десятки и сотни. Удивительным образом большинство билетов уже красуется на сайтах перекупщиков. История повторилась на этой неделе с продажей билетов на 30 и 31 декабря.
Для тех, кто не хочет стоять на морозе и тратить последние нервы (и деньги) на постоянно неработающий сайт Большого, исследовательница танца и автор телеграм-канала «Балетом единым!» Маргарита Махрина собрала десять постановок, помимо на которые можно и нужно сходить. Все-таки балет — это не только «Щелкунчик», согласитесь?
Москва
«Анна Каренина»
Где: Большой театр
Когда: 13−15 декабря
Вот уже несколько лет постановка Джона Ноймайера (ведущий хореограф современности, руководитель Гамбургского балета) украшает, словно бриллиант, репертуар Большого. Если вы подумали, что в 2022 году очередная трактовка бессмертного романа Льва Толстого не может вас удивить или заинтересовать, то вы сильно ошибаетесь. У Ноймайера Каренин участвует в праймериз и борется за голоса избирателей, Анна — «хорошая жена», напоминающая костюмом и позами Алисию Флоррик (героиня Джулианна Маргулис в одноименном сериале от CBS. — Прим. SRSLY), а Вронский — красавчик-спортсмен, занимающийся лакроссом.
Ноймайер захватывающе строит действие, играюче смешивая музыку Чайковского, Шнитке, Кэта Стивенса. Минималистичные декорации, представляющие четыре стены, позволяют идеально передать толстовскую фразу «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Проблемы одной семьи сменяются скандалами в другой.
Этот балет удивит самого скептического зрителя: чего только стоит одно то, как Ноймайер решает образа Левина. Следите за деталями! Паровоз, дорожный рабочий…
«Зимняя сказка»
Где: Большой театр
Когда: 21−23 декабря
Если в декабре вам хочется сказки, то почему она не может быть печальной и поставленной по Шекспиру? Второй (не по значимости) бриллиант в репертуаре Большого театра — балет «Зимняя сказка» Кристофера Уилдона. Этот балет, поставленный молодым и невероятно талантливым английским хореографом в Лондоне, получил признание и восхищение по всему миру.
«Зимняя сказка» удивительно тонко передает пороки человека: ревность, жестокость, эгоизм. Король Леонт сходит с ума от ревности, заподозрив жену в любовной связи со своим лучшим другом. В один момент тиран и сумасброд ломает не только свою жизнь, но и жизнь своей жены, сына, лучшего друга. Из-за собственных «тараканов» Леонт оказывается совершенно один.
Кристофер Уилдон очень легко, красиво и мелодично передает в хореографии шекспировские страсти. Во втором акте используется живая музыка прямо на сцене! «Зимняя сказка» не только про безумие и жестокость, но так же про любовь и прощение. Балет показывает, что даже самая грустная история может иметь счастливый финал.
«Щелкунчик»
Где: МАМТ
Когда: 25, 28−31 декабря
В этом году МАМТ к 130-летию легендарной постановки решил заменить в репертуаре советскую редакцию Василия Вайнонена и заказал более свежий взгляд на зимний бестселлер у Юрия Посохова. Театр держит в секрете задумку и содержание балета. Остается только гадать, вернет ли Юрий Посохов в балет фею Драже или во втором акте Маша (в некоторых редакциях также Клара) в очередной раз будет мечтать о прекрасном принце Щелкунчике. В любом случае Посохов нас точно удивит. Чего стоит его «Герой нашего времени» с тремя разными Печориными от Кирилла Серебренникова или «Чайка» с акционистом Треплевым… Стремитесь видеть!
Премьера балета состоится 25 ноября, но мы советуем отправиться на «Щелкунчика» в декабрьском блоке. Спрос на спектакль очень высок, покупайте билеты заранее.
Санкт-Петербург
«Скорость падения»
Где: Александринский театр
Когда: 5 ноября
Для любителей современного танца предлагаем посетить премьеру новой работы Владимира Варнавы — «Скорость падения». Всеобщий любимец Варнава в этот раз задумывается о законах гравитации в нашей жизни, а также о силе тяготения при появлении человеческих страхов. Подумать об экзистенциальности, законах физики и нашей жизни можно уже 5 ноября. Вместе с Варнавой новую работу «Очевидная жертва» представляют Ксана Ковалева и Александр Челидзе.
«Жизель»
Где: Мариинский театр
Когда: 5 ноября
Мариинский театр вот уже который сезон продолжает издеваться над зрителями и собственными артистами: афиши выставляются за 1−2 недели до начала представлений. И так каждый месяц уже который сезон. Поэтому составить хорошую рекомендацию по посещению Мариинки — задача не из легких.
Из опубликованной до 10 ноября афиши рекомендуем сходить на вечную классику — балет «Жизель». 5 ноября в 19:00 состав исполнителей космический: лучшие из лучших — Виктория Терешкина и Владимир Шкляров. Несмотря на то, что «Жизели» уже чуть больше 180 лет, она не перестает оставаться любимицей балетоманов. Там есть предательство, ревность, безумие, смерть, загробная жизнь, прощение и расставание. Если хочется старой доброй классики и заодно еще поплакать, то вам непременно нужно на «Жизель».
«Тщетная предосторожность»
Где: Михайловский театр
Когда: 11−12 ноября
За порцией позитива и хорошим настроением можно отправиться в Михайловский театр, где показывают уморительный и добрый спектакль «Тщетная предосторожность». Постановка рассказывает историю про маму, которая пытается выдать дочь за богатого простофилю, и дочь, которая уже выбрала себе в качестве жениха бедного крестьянина. Вечный сюжет искрометно поставлен в балете. Партию заботливой мамы Симоны 12 ноября можно увидеть в феерическом исполнении Николая Цискаридзе, а очаровательную дочь Лизу исполняет невероятная Анжелина Воронцова.
«Чиполлино»
Где: Михайловский театр
Когда: 26 ноября
Если вы давно хотели сводить детей на балет, но не знали, с чего начать, то у нас для вас идеальное предложение — балет «Чиполлино». Добрая сказка Джанни Родари, прекрасная музыка Карэна Хачатуряна и веселая хореография в исполнении артистов Михайловского театра не оставят ни одного юного зрителя равнодушным. Порадуйте себя и своих детей поучительной танцевальной историей синьора Помидора, Чиполлино, Редисочки и графа Вишенки.
Пермь
«Свадебка. The Second Detail»
Где: Пермский театр оперы и балета
Когда: 5 ноября
Пока Большой театр, МАМТ и многие другие теряют из репертуара произведения западных хореографов, в Перми вас ждут настоящие шедевры живых легенд: балеты Иржи Килиана и Уильяма Форсайта.
Легендарный балет Игоря Стравинского «Свадебка» был поставлен в «Русских сезонах» Брониславой Нижинской. В балете исследовалась тесная жизнь общины и обычай сватовства детей родителями. Иржи Килиан переосмысливает работу Нижинской, делая балет образным и энергичным. Он отталкивается от партитуры Стравинского, где прописано, что «”Свадебка” — «маленькая сумасшедшая свадьба». Этот балет длительное время пребывал в статусе шедевра, недоступного никому кроме NDT (Nederlands Dans Theater) — труппы, воспитанной самим Килианом. Но благодаря Андрею Пименову, этот шедевр доступен и российскому зрителю.
Второй спектакль в этой двойчатке — работа легендарного Уильяма Форсайта, The Second Detail. Форсайт, друг и товарищ Килиана по работе в NDT, ставит совершенно другие балеты. Его называют деконструктивистом классического балета, потому что в танце Форсайт выворачивает наизнанку классические балетные па, смещает акценты и обращает внимание на то, что обычно скрыто от зрителя.
Возможно, поездка в Пермь на Килиана и Форсайта — лучший способ потратить сэкономленное время от стояния в очереди на «Щелкунчика.
Екатеринбург
«Приказ короля»
Где: Урал Опера Балет
Когда: 8−9 ноября
Оценить достижения современного русского балета можно в Екатеринбурге. В ноябре у вас есть возможность познакомиться с талантливой хореографией Вячеслава Самодурова и послушать музыку Анатолия Коровлева. Балет «Приказ короля» был создан в 2018 году и удостоился «Золотой маски».
Вячеслав Самодуров вместе с Богданом Корольком написали либретто, вдохновившись утерянным балетом Мариуса Петипа. История была придумана заново, но само название отсылает нас к эпохе Людовика XIV и версальским балетам-маскарадам, в которых король участвовал лично и монаршей волей превратил балетное ремесло в высокое искусство. Эта постановка — сказочная история о капитане и заколдованной принцессе.
Урал Опера Балет, как и Пермский театр оперы и балета, достойно конкурируют с главными балетными театрами страны (Большим и Мариинским). При этом зрителей может приятно удивить цена билета, а также красота и удобность сайтов. Москве и Петербургу есть чему поучиться!
Петрозаводск
«Форма ноль»
Где: Музыкальный театр Республики Карелия
Премьера спектакля «Форма ноль» Павла Глухова состоялась неделю назад в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva. В интервью SRSLY Павел рассказал, что его новая работа рассказывает библейский сюжет от имени народа в поиске спасения. Герои Глухова ищут спасение внутри себя и снаружи и не могут найти ответы на свои вопросы.