Роман Котков — главный редактор самого крупного на сегодняшний день российского издательства комиксов Bubble Comics. Выдохнув через пару дней после премьеры трейлера грядущего «Майора Грома», он рассказал SRSLY о тонкостях своей работы, американских фанатах и любви к казахскому комиксу.
Да примерно так же, как и в самоизоляции. Многие, как мне кажется, считают, что редактор комиксов — это человек, который запятые поправляет или вроде того. Но это не такая должность, тут ответственности гораздо больше. В процессе создания комиксов редактор принимает участие с самого начала: с идеи и заканчивая сдачей в печать. Все комиксы, которые мы сейчас делаем, находятся на разных стадиях: что-то на стадии написания сценария, что-то на раскадровке, что-то рисуется. И в каждый из этих процессов вовлечен я. День состоит в основном из курирования проектов. Помимо этого, есть еще помощь по кинонаправлению, в том числе по «Майору Грому», где я задействован как креативный продюсер. Сейчас Bubble — это не просто издательство. Мы стали медиакомпанией и делаем множество проектов.
Кто отвечает у вас за разработку героев? Через сколько инстанций одобрения обычно проходит персонаж?
Обычно достаточно сценариста и редактора, в данном случае — меня. Вот как раз сейчас у нас дебютировали новые персонажи, у которых вышли пилотные выпуски их сольных серий: Мир, Редактор и Чумной Доктор. А еще три серии, которые мы сейчас готовим к выпуску, проходили одобрение всех, от сценаристов до художников. Когда проект рождается, часто хочется, чтобы за него сразу зацепился художник, чтобы ему это было интересно. В случае с комиксом «Мир» привлекалась большая команда людей, которая над самим комиксом не работала, но всем хотелось сделать классного персонажа, и в итоге это получилось.
Бывало ли такое, что героя разрабатывали, но свет его так и не увидел?
Да, у нас много таких идей. Бывает, что время неподходящее, а бывает, что понимаешь: над этим проектом еще лучше поработать. Идеи сыпятся постоянно, что-то остается в загашниках, что-то реализуем в других проектах. Героев не теряем.
У вас никогда не возникала идея запустить взрослую линейку наподобие марвеловского MAX? Или это опасно делать?
У нас странное к этому отношение. С одной стороны, люди считают, что «кровавое и жестокое» равно «взрослое». Но я так не считаю. Взрослую историю можно рассказать и без всей этой «красоты». Мы стараемся работать в рамках 16+, хотя некоторые наши комиксы подходят и для младшей аудитории. Не думаю, что будем ударяться в жесткач. Мы уже делали пару проектов 18+, они прошли достаточно спокойно, и мы к ним так же спокойно относимся.
На Западе интересуются нашими героями? В одном из твоих интервью я читал, что на «Комик-Коне» в Сан-Диего вы даже видели девушку в косплее одного из персонажей Bubble.
Это было в 2015-м — в самый первый год нашего участия в Сан-Диего.
Да, пять лет прошло. Есть какая-то кривая растущего интереса?
Конечно, есть. Каждый год в Сан-Диего приходит все больше людей, и мы продаем там книжки, которые сами переводим на английский и потом печатаем. Каждый раз приходят люди, которые уже у нас были, и говорят: «Да, мы прочитали, нам все очень понравилось и хотим еще». Это такая наработанная аудитория, которая год про нас не вспоминала, но увидела стенд и купила книжку.
А есть ли статистика, кто больше всего нравится американцам?
Всех очень цепляют ролики про Грома. А вообще, для американцев мы сделали дайджест-книжку с первыми номерами «Второго дыхания». Там шесть историй, и люди могут таким образом с ними моментально познакомиться и читать уже дальше, где им удобно. На комиксологии или где-то еще. Обычно американцы предпочитают погрузиться во все разнообразие сразу и уже потом решить для себя.
На заре работы издательства в России были нападки, что Красная Фурия — это Черная Вдова, а Бесобой — это Хеллбой? И как вы с этими стереотипами боролись?
Даже сейчас к трейлеру под «Майором Громом» нам пишут, что это Роршах и Бэтмен в одном флаконе. Это каждый раз новая аудитория, которая пытается понять наших героев через осознание того, что они им напоминают. Новые люди автоматически ищут аналоги в своей голове. Я всегда говорю: если вам кажется, что комиксы про Хеллбоя похожи на комиксы про Бесобоя, то вы плохо читали и те и другие.
После того, как трейлер вышел, пользователи ютьюба сказали, что вместо кинематографической вселенной Marvel Россия получила кинематографическую вселенную DC. Вы же понимали, что, занимая мрачную интонацию, неизбежны сравнения с Ноланом, Снайдером и другими? Как вы сами оцениваете реакцию публики на трейлер?
На удивление, реакция оказалась положительной. После презентации я целый день не входил в Сеть, хотел повариться в своих ощущениях, а потом уже окунуться во все это негодование. На ютьюбе правда хорошие комментарии, люди хвалят, им нравится. По поводу истории: она сама по себе изначально не очень светлая и яркая. Чумной Доктор — персонаж, который убивает, а на убийствах сложно построить веселый конфликт. Мы сознательно ушли в более реалистичное и мрачное повествование. Именно так можно было раскрыть персонажа правильно. Из-за этого мы долго переделывали сценарий и говорили себе, что хочется, чтобы фильм был правдоподобным. Зрители сами для себя должны решить, кто их герой. Это и есть основная тема «Майора Грома».
Вы поменяли актера Александра Горбатова из короткого метра «Майор Гром» на Тихона Жизневского в полном. Не опасна ли такая замена для имиджа героя, к которому уже начали привыкать зрители?
Мы уже несколько раз объявляли, что короткий метр — это, так сказать, не канон. Про нас даже шутили, что мы сделали ребут вселенной до того, как запустили вселенную. Я считаю, что это было оправданно. История в полном метре вообще не похожа на историю из короткого. А объединять их будет очень крутой уровень производства. Наш подход — это, если так можно выразиться, совмещение реалистичного взгляда DC, юмора и высмеивания шаблонов от Marvel.
Мерч планируете? Фигурки, чашки?
Думаю, что намутим что-то, конечно. Работаем в этом направлении.
А какие у вас идеи по дальнейшим фильмам? Может, следующий фильм будет про «Инока»? Остальные ваши герои, конечно, более дорогие в плане репрезентации на экране…
Вот поэтому мы и не торопимся. Вообще очень мало людей представляет, как много усилий занимает съемка фильма. Насколько это дорого, затратно и трудоемко. Над полным метром про «Грома» мы начали работать не в 2017 году, а еще раньше. Сейчас идет монтаж и мы готовим его к выпуску. Я могу сказать, что судьба киновселенной будет очень зависеть от успеха «Грома». Мы со своей стороны можем и дальше работать над разработкой фильмов, но появится ли шанс у вселенной – вопрос, напрямую зависящий от «Грома».
Вопрос напоследок. Что тебе самому понравилось за недавнее время из российских комиксов?
Я очень люблю комиксы Виталия Терлецкого. Они яркие, веселые, небанальные. Виталий каждый раз умеет удивить и рассмешить.
«Собакистан», наверное?
И «Собакистан», и «Роман, победитель ласточек». Даже комикс «Русские объединяются с крокодилами» очень люблю. Виталий всегда пытается перепрыгнуть планку и сделать что-то интереснее того, что было раньше. Мне нравятся и некоторые комиксы «Комфедерации», но для других я порой слишком привередлив, у меня есть свой уровень проработки истории, который я примерно хочу видеть. Думаю, он есть и у массовой аудитории, и российскому комиксу, чтобы быть успешным, нужно до него дотянуться. Авторские российские комиксы зачастую бывают очень неровные по уровню качества, потому что все делается на чистом энтузиазме. Поэтому, когда выходит хорошо, надо поддерживать, любить и радоваться. Люблю работать с художником Артемом Бизяевым. Он часто делает авторские комиксы, а сейчас мы с ним запускаем новый проект «Нечистая сила». И он очень веселый и фановый, про рок-группу и славянских духов. Еще я люблю казахские комиксы.
Казахские? Круто. Расскажи.
Есть замечательный проект художника Мадибека Мусабекова «Ермек Батыр». Это такой казахский эпос про их мифологию и богатырей. Если я не ошибаюсь, он делает и комикс «Золотой воин». Это сказания о древности, там многое переплетено с историей, но есть и фантастические элементы. Так еще и написано это эпично и нарисовано красиво!