Мини-альбом Земфиры Рамазановой, вышедший 8 октября, получил библейское название «Земфира от Луки». Так же называется и вебсайт, посвященный новому релизу, он существует отдельно от сайта zemfira.ru, на котором традиционно выкладывается вся официальная информация о певице. На цифровых площадках альбом выложен как произведение нового проекта «Земфира от Луки», поэтому в поиск его нужно вбивать именно это, а не просто имя певицы.
Персонаж по имени Лука впервые появился во вселенной Земфиры в 2013 году. Тогда Земфира собрала сайд-проект The Uchpochmack, под эгидой которого поклонникам певицы были впервые предъявлены в качестве музыкантов ее племянники Артем и Артур. Участники The Uchpochmack фигурировали в выходных данных первого релиза группы First & Last под псевдонимами. Соответственно, Артем был Бро, а Артур — Лука. На обложке были изображены три карикатурно-комиксовых персонажа — Бро, Лука и Ракета, подозрительно похожая на Ренату Литвинову. Все обещало увлекательную игру в «русских Gorillaz». Однако, как и было обещано в заголовке, дальше первого EP дело не пошло. От проекта в концертном репертуаре Земфиры осталась песня Lightbulbs со строчкой «Я маленький человек», которая впоследствии дала название концертному альбому певицы.
Артур Рамазанов-Остапенко остался в команде Земфиры, и его роль в ней становилась все более серьезной. Бас-гитару Луки можно слышать в альбоме «Бордерлайн». Он также отмечен на его обложке как продюсер двух треков.
EP «Земфира от Луки» целиком апеллирует к сегодняшней роли Артура в творчестве Земфиры. Работа над этим релизом пришлась на лето 2022 года. После того, как в мае Земфира выпустила жесткий и беспросветный сингл «Мясо», стоило ждать чего-то подобного и от нового EP. Однако звучание «Земфиры от Луки» удивило, как удивило звучание прошлогоднего EP «Ах» на фоне альбома «Бордерлайн». Две песни EP написаны Земфирой, две — Артуром Рамазановым-Остапенко. Работа над ними шла в двух городах. Певица занималась треками в Париже, где она сейчас живет, а ее соавтор — в Лондоне. Согласно выходным данным EP, Земфира записала вокал, сочинила музыку к двум песням и слова к трем. Остальное сделал ее племянник, причем в песне «Время не щадит» его перу принадлежит и музыка и слова. Еще никогда Земфира не выпускала материал, в котором так много задач было бы делегировано ее компаньону.
Комментаторы уже успели отметить, что рифма «русский» — «узкий» из открывающей EP песни «II» стала в русскоязычной музыке слишком популярна, намекая, конечно, на песню Шамана «Я русский». Однако разные версии «II» автор этих строк слышал задолго до появления в поле зрения масс молодого певца. Для нового EP текст песни был несколько переработан, в нем появился мотив страха и оторопи от происходящих в мире изменений. Но при этом песню не назовешь мрачной или депрессивной, несмотря на холодящий кровь индустриально-шумовой эпизод в середине. Наоборот, есть ощущение жизни на повышенной скорости, стремления все успеть. Припев «У меня есть ты, у тебя есть я, двое против всех» — жизнеутверждающие строки, которых сейчас многим не хватает.
Тему «двоих против всех» продолжает Лука в песне «Время не щадит». Вряд ли сама Земфира пропустила бы в свой текст строчку «И пусть не вечен стук сердец, но бьются они вместе». Для этого она слишком любит поэзию, вот и новый EP вышел в день 130-летия со дня рождения Марины Цветаевой. Однако для нее явно было очень важно дать максимально раскрыться своему соавтору. В этой песне можно слышать и его голос.
В следующем треке в поэтическую ткань возвращаются более свойственные Земфире образы вроде заглавного «апероля», которым певица собирается «запить обойму патронов». В этой песне стоит обратить особое внимание на аранжировку, в которой Лука очень эффектно использовал по-киношному богатое оркестровое звучание синтезаторов. Здесь снова возникает ощущение, что автор музыки торопится выложить перед слушателем все, что созрело в его воображении и скопилось на жестком диске компьютера. В избыточности аранжировок «Земфиры от Луки» слышно даже что-то японское — в Стране восходящего солнца рок-музыканты тоже любят выдать на гора больше, чем традиционно требуют законы жанра.
Завершающая EP песня «Мой друг» — характерная для Земфиры разрывающая сердце лирика, типичная «финальная песня Земфиры». «Я уже думаю реже о маме и чаще о планах на будущий год» — никто не умеет говорить о личном так, как она. И здесь уже нет сомнений в том, кто написал слова и музыку. Однако и здесь есть ощутимое отклонение от ее привычного продакшена. Сведением вокала на альбоме занимался многолетний партнер Земфиры, участник ее концертного состава Дмитрий Емельянов (в период «Ах» SRSLY публиковал с ним интервью). Голос звучит здесь камерно и даже комнатно, однако во второй части он перерождается в нечеловеческий вопль, за который также отвечал Лука.
Главный сюжетный ход песни оставим за рамками этой рецензии, чтобы обойтись без спойлеров. Отметим только, что в финале звучит соло молодого австралийского саксофониста Хьюго Ли. За пределами Зеленого континента он малоизвестен, однако дома его носят на руках, а сыграть с ним почитают за честь Эндрю Фаррисс (INXS) и классики австралийской «новой волны» Icehouse. Его инструмент врывается в песню как нож в масло, напоминая лучшие моменты из каталога Morphine и последний альбом Дэвида Боуи Blackstar.