HADAMI — в некотором роде революционный бренд. Основанный в 2018-м двумя сестрами Хадижат и Аминат Магомедрасуловыми, он переосмысливает идею о скромной одежде как строгом облачении для мусульманок. Новая осенне-зимняя коллекция — очередное подтверждение того, что традиционные костюмы необязательно должны быть бесформенными и мрачными, они вполне могут соответствовать сегодняшним реалиям.
В новую линейку дагестанского бренда вошли костюмы и верхняя одежда, а также плиссированные изделия и платья. С платьями вообще отдельная история. Дизайнеры решили поиграть с локальными кодами — повторили парочку фасонов повседневных национальных платьев, сохранив метод традиционной кройки. При этом одежда выглядит более чем актуально за счет акцентных деталей: поясов, манжетов и рукавов. С этой же целью подобраны природные цвета и натуральные ткани. Они отсылают к сельской жизни и чему-то очень естественному.
Особое внимание сестры Магомедрасуловы уделили аксессуарам. В коллекцию вошли новые версии привычных головных уборов. Дизайнеры переосмыслили дидойский платок «чухтул» и создали балаклавы из непривычных тканей: вискозного шелка и жатой тафты.
При съемке коллекции тоже сфокусировались на пересечении традиционного и современного. Хадижат Магомедрасулова решила воссоздать исторический образ дидойской женщины — представительницы одного из малочисленных коренных народов Дагестана. Воссоздать этот образ было непросто как минимум потому, что культура и быт этой этнической группы малоизучены: дидойцы проживают в высокогорном районе, до которого добрались немногие этнографы. Поэтому с историческими снимкам была беда — оказалось, их катастрофически мало. Но проходящая серия фотографий все-таки нашлась. Она была сделана еще в начале 1900-х годов. Та съемка, что состоялась столетие назад, проходила в одном из высокогорных сел Цунтинского района Берих на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Сейчас в этом селе проживает одна семья.
Зачем, собственно, нужны эти отсылки к быту дидойских женщин? Так дизайнеры хотели привлечь внимание к культуре малых народов. Их нужно изучать и сохранять, а все происходит с точностью до наоборот. По словам Хадижат Магомедрасуловой, родной язык забывается, элементы культуры постепенно исчезают из жизни, а вместе с ними и детали национальной одежды. «Меня очень вдохновляет возможность прикоснуться к элементам традиционной культуры. Посредством дизайна мы постарались обратиться к тому, что пока еще можем изучить и сохранить. Такая идея легла в основу коллекции», — добавила Хадижат.