Интервью, Бизнес — 6 октября 2022, 15:48

Рунет, киберэтика, подкасты. Интервью с продюсером Александром Долговым

Автор SRSLY Дарья Никулина сходила в гости в контент-бюро Pluton и поболтала с его генеральным продюсером — Александром Долговым про перезапуск подкаста «История российского интернета», планы на ютьюб-шоу «Киберэтика», а также другие проекты и про будущее подкастов как жанра в целом. 

Саша, как твои дела?

Дела хорошо. Сегодня, например, был довольно насыщенный день, мы записывали очередной выпуск подкаста. К нам приезжали ребята из «Самоката», рассказывали интересные истории своего становления. Было прикольно послушать, пообщаться, познакомиться. Поэтому день такой максимально рабочий и насыщенный. 

Сколько времени у вас примерно занимает запись и продакшен?

По-разному, на самом деле. Бывают выпуски, в которых очень много разговоров, и нужно дольше перерабатывать полученный материал. Есть выпуски, куда приходит один-два спикера, и это можно сделать быстрее. Кстати, мы немного переделали все по звуку, стали интереснее звучать, заморочились с саунд-дизайном. Короче, экспериментируем под конец сезона, чтобы быть еще более интересными, актуальными и современными. 


Вот вы записали 2018 год, получается, остаются 19-й, 20-й, 21-й и 22-й. Что дальше?

Дальше будет продолжение. Если говорить о подкасте «История российского интернета», то он состоит из двух сезонов. По факту весь первый сезон (это десять выпусков) мы пробовали и находили себя как авторов. Второй сезон получился более масштабный и по количеству выпусков, и по хронометражу, и по объему хардов с материалами. В рамках него мы для себя открыли спецвыпуски — делаем более детальное, глубинное интервью со спикером. Наша ведущая и по совместительству главный редактор проекта «История российского интернета» Ася Лепилкина берет интервью у основателей компаний, у тех, кто стоял у истоков сервисов, которыми мы сейчас все пользуемся. Этот формат мы будем развивать и дальше. Еще у нас есть задумка по проведению круглых столов с различными лидерами IT-отрасли и представителями сервисов. Так что на 2022 году мы не остановимся, а продолжим. 

Это очень отрадно слышать, потому что не хотелось бы, чтобы вы останавливались.

Мы тоже думали о том, чтобы делать один выпуск в год, разгоняли идею документального проекта. Но в итоге начали экспериментировать со спецвыпусками: у нас был спешл про российский интернет-форум, плюс, мы делали спецвыпуск прямо на самом форуме. У нас выходил проект про «Пикабу», скоро будет интервью с ребятами из «Авито». Также постоянно поступают запросы от других интернет-сервисов на аналогичную историю — все послушали, всем интересно и все хотят быть ближе к микрофону.

По факту вы сейчас делаете площадку для крутых людей, которые создали клевые продукты, и даете им «доступ к микрофону», чтобы они делились своим опытом.

Любым опытом делились! За два сезона мы собрали внушительное для подкаста комьюнити, который по факту начался в ноябре прошлого года и стартовал с нулевой аудитории. Если посмотреть сейчас наши показатели по той же «Яндекс.Музыке», то на графиках можно увидеть большое количество сердечек и прослушиваний, а также показателей того, что мы месяц висим у них в чарте «Выбор редакции» (за что им огромное спасибо). Мы не готовы потерять это сообщество людей и хотим его развивать, сделав некий хаб, в котором будет собрана вся информация о Рунете, его игроках, о том, как он будет развиваться. Иногда мы будем уходить в историю, что-то доделывать, для чего у нас как раз есть рубрика «Работа над ошибками».


Кстати, про игроков. Мне кажется, очень интересно было бы послушать про команду, которая создает такой классный контентный продукт. Ты сказал, что вы существуете чуть меньше года — с октября 2021-го. А кто еще стоит? Понятно, что все знают ведущую, вот сейчас я с тобой познакомилась. Но вы явно не вдвоем это делаете.

Нет, конечно, не вдвоем. Мы пришли на рынок контента из бизнеса по организации мероприятий. У нас есть рекламное агентство, которому уже больше десяти лет, и мы так или иначе всегда соприкасались с контентом. Ведь в рамках подготовки любого мероприятия ты все равно создаешь продукт в каком-либо виде. В пандемийный год, когда все закрывалось и вводились ограничения по мероприятиям, мы подумали, что можно попробовать свои силы в том, что давно хотелось, — в создании формата для слушателей, для зрителей. Поэтому сделали наше контент-бюро как некое подразделение агентства, где можно попробовать себя в подкастах, шоу и тому подобном. Начали с подкаста, потому что на этот рынок проще вход, даже с точки зрения финансовых затрат. Так родился проект «История российского интернета».

По факту у нас на всех проектах есть костяк людей, включая меня, креативного продюсера Колю Маратканова, ведущую подкаста Асю Лепилкину. Она у нас не только ведет подкаст, но и принимает активное участие в редактуре «Киберэтики» и проекта, который мы сейчас уже, собственно, запускаем. Есть съемочная команда: ключевые люди — режиссер и монтажер, собирающий наши ролики. Под разные проекты мы формируем редакторские группы. Вот если в подкасте «История российского интернета» у нас два редактора, то в «Киберэтике» штат побольше — четыре человека, включая продюсера по гостям. Примерно так и функционируем на данном этапе.

А как вы вообще нашли друг друга?

Это тоже история длиною в жизнь. С Колей Мараткановым я вообще знаком довольно давно. Мы вместе играли в футбол, причем очень долго и даже не зная, кто чем занимается, так как никогда не касались рабочих вопросов. Потом в какой-то момент у меня возник запрос по мероприятию, для которого нужна была классная креативная концепция, связанная с постановкой и съемкой. И кто-то из ребят сказал: «Вот, есть же Коля, он работает у нас на телике в "Вечернем Урганте" и знает всю эту кухню, обратись к нему». Это был 2019 год. В итоге мы начали сотрудничать. Концепция не была реализована, но мы получили опыт, познакомились поближе и стали больше дружить. И поэтому, когда родилась идея о том, что нужно делать свежий контент, то первый, о ком я подумал, был Коля.  

Мы встретились, стали обсуждать планы и потихоньку начали формировать команды под задачи. Сначала подобрали людей для истории с подкастом, а потом уже под «Киберэтику». Забегая вперед, скажу, что мы сейчас запустили новый проект на ютьюбе, правда, пока на канале «Киберэтика». Проект называется «Локализация», под него тоже команда сейчас формируется.

Вообще, я сторонник постоянного костяка людей, которые вовлечены во все процессы и понимают бренд. Плюс, основная задача этого костяка — умение масштабироваться под любую задачу. Чтобы новые люди, которые приходили, легко вливались и этот механизм спокойно жил, функционировал и приносил пользу всем.  


Звучит как продуктовый подход и дух стартапа в хорошем смысле.

Есть такое. Я часто говорю друзьям, что контент-бюро Pluton на данном этапе — стартап. Я в своей жизни проходил этап стартапа с нашим агентством, потом мы открывали студию, которая рисует компьютерную графику, — это тоже была молодая компания. И постепенно подобные начинания во что-то перерастают. Вот сейчас Pluton — тоже в некотором роде стартап, но тот, который делается сознательно, потому что с душой.

Можно немного поподробнее узнать про самое начало подкаста «История российского интернета»? Расскажи про октябрь, про свои ощущения и мысли на тот момент, когда вы его запускали. Были ли у вас какие-то, возможно, творческие разногласия?

У нас вообще уникальная история, мы часто внутри собираемся и обсуждаем, что у нас практически не бывает творческих разногласий. И это, с одной стороны, странно, ну, потому что в креативном механизме должны быть «конфликты». Но мы все заряжены единой мыслью и целью.

Когда мы делали первые выпуски «Истории интернета», нам было немного страшно. В первом сезоне стояла задача максимально понятно рассказать людям о том, что такое Рунет. Прикоснуться к самым основам, продемонстрировать тех, кто стоял у истоков. Но, во-первых, мы столкнулись с тем, что далеко не все из них хотят говорить. А во-вторых, их в принципе не так много, поэтому и в первом сезоне комментариев меньше, чем во втором. На этапе становления были и другие сложности в организации всего процесса: нам приходилось часто ездить к спикерам в разные места, было много разговоров по зуму, чего, кстати, во втором сезоне намного меньше.

Плюс, когда ты начинаешь новый проект, неважно в какой сфере, ты сталкиваешься с понятными вопросами «А кто вы? Почему я должен к вам пойти? Почему я должен что-то рассказывать?».

В какой момент вы набрали достаточное количество прослушиваний и brand awareness для того, чтобы ответ на вопрос «почему вы классные?» находился сам собой или даже не возникал?

Я не знаю, как на самом деле это получилось, но после четвертого или пятого выпуска Apple Podcasts включил нас в рекомендацию «Слушайте новое», после чего стало резко увеличиваться количество прослушиваний, пошли отзывы, оценки и так далее. Потом мы попали в чарт эппл-подкастов «Топ-200». Соответственно, когда достигаешь таких результатов, которые ты можешь показать людям и сказать: «Смотрите, нас слушают, о нас знают, про нас говорят», то становится, конечно, проще. 

Как вы приоритезируете темы? Допустим в 2017-м, 2018-м, 2019-м, а тем более в 2020 году произошла куча событий в продуктовом мире, в мире технологий, в мире Рунета. Каким образом вы понимаете, что важно, а что нет конкретно для вашего подкаста? 

Первый сезон позволил нам собрать обратную связь от наших слушателей. Люди пишут нам на почту, оставляют комментарии в эппл-подкастах и на ютьюбе про конкретные сервисы, признаются, что хотят больше знать, просят пригласить интересного спикера, основателя сервиса или продукта. Мы поняли, что, если в выпуск про конкретный год попадает интервью со спикером, которого люди просили позвать, это самый класс — звезды сошлись. И, в принципе, мы стараемся этого метода придерживаться. 


Новостное перечисление событий никому не интересно — человек и так может почитать в интернете. В этом сила нашего подкаста: у нас много разных спикеров, они все классные, очень круто говорят и рассказывают реально интересные вещи.

Вы не думали, кстати, некоторые года делать в двух частях, например? Обидно, наверное, резать такой контент. 

Думаем, да. Когда мы делаем запись со спикером, в выпуск попадает от силы пять-семь минут. Технически же мы делаем запись на час, и это все интересно. У нас монтажер вместе с Асей плачут, когда составляют выпуск, потому что мы режем классную и прикольную информацию, которая реально людям интересна. 

Как вы работаете с обратной связью? Успеваете все запросы процессить? 

Это такое уникальное чувство, когда ты сидишь после первого выпуска, после второго, проверяешь все комментарии, почту, надеешься, что сейчас нам кто-нибудь напишет, но никто этого не делает, и думаешь: «Ну вот». 


Постепенно все, конечно, изменилось. Люди дополняли «Работу над ошибками», присылали фан-факты, рассказывали личные истории о том, как они знакомились с интернетом, как их родители пользовались сетью. Очень много всего было про интернет по карточкам, про загрузку картинок и сигналов, про модем. Ты же помнишь эти первые модемы, которые очень прикольно звучали? Короче, народ стал очень активно вовлекаться. 

Сейчас, во втором сезоне, очень много запросов. Слушатели пишут: «Хотим послушать это, пусть расскажут про то, позовите, пожалуйста, в гости этого». То есть у нас очень хорошая обратная связь, мы ее супер как ценим, стараемся максимально всем отвечать, потому что для нас это важно. 

Ну и, плюс ко всему, это еще и приятно. 

Это, безусловно, приятно, мотивирует работать дальше, даже когда бывают негативные комментарии. У нас есть ряд постоянных слушателей, которые делают большие разборы выпусков. И мы всегда с ними в диалоге, это очень круто. И вот, забегая вперед, скажу, что, когда у нас в гостях «Киберэтики» был Вова Газин, он сказал такую классную фразу: «Позитивный комментарий — это одно сердечко, один лайк, а если негативный комментарий — то это два сердечка, два лайка». Так что мы рады любой реакции наших слушателей и всегда им благодарны за это. 

Давай я задам тебе самый обычный вопрос, которого ты точно ждал. Как родилась идея и концепция «Киберэтики»? 

Расскажу историю. Опять же,  идея во многом связана с нашим бизнесом. У нас в агентстве есть «Молодежный департамент» — это когда мы берем либо каких-то стажеров, либо выпускников сразу после вузов к нам на работу. Сидят три-четыре человека, которые отвечают за нашу, грубо говоря, связь с молодежью, с контентом, необходимым зумерам. 

У нас была девочка, которая часто рассказывала истории про буллинг и прочее. В какой-то момент она приходит и говорит: «Вот передачу бы какую-нибудь сделать, чтобы разобрать этот кейс». Мы подумали, что это классная идея и, наверное, когда-нибудь такое сделаем. Потом была пандемия и тяжело было что-то предпринимать. Но когда все более-менее нормализовалось, мы подумали: «А почему бы не вернуться к этой идее и действительно не попробовать?» 


Можно, в принципе, сказать, что и «История российского интернета», и «Киберэтика» — это проекты с целями… С целями социальными по улучшению того мира, где мы живем. 

Основная наша задача по «Киберэтике» была, есть, остается и будет — делать полезный для зрителей контент, чтобы из него можно было что-то почерпнуть, чтобы можно было понять: если случилась какая-то беда, ты не один, есть места, куда стоит обратиться. У нас есть почта, на которую нам люди присылают запросы и рассказывают о каких-то своих историях, мы все их обрабатываем. И Олеся, наш психолог и соведущая проекта, отвечает слушателям лично в комментариях, помогает им разбираться со всякими ситуациями.  

Вообще, надо иметь храбрость, чтобы лезть именно в это. Проблема кибербуллинга началась, кажется, с того момента, как к сети подключили первые два компьютера. И с ней очень тяжело бороться, потому что такое везде.

Абсолютно, этого очень много. Мы иногда читаем наши комментарии на ютьюбе, и иной раз хочется написать людям: «Вот вместо того, чтобы писать такие комментарии, пожалуйста, лучше посмотрите выпуск, почерпните для себя что-нибудь полезное». В принципе, конечно, много агрессии, много злости, никто не думает о последствиях. Сделал гадость в интернете и думаешь: «О, я классный». А никто не думает о последствиях для того человека, которому эту гадость сделают. Если смотреть все наши выпуски, то можно понять, что не все у нас такие, в хорошем смысле, толстокожие, которые не пропускают это через себя. Для очень многих это все тяжело. Ну, а мир и так, в принципе, не легкий, зачем делать еще сложнее. 

Добрее надо быть как минимум. 

Да, хочется, чтобы были люди добрее. 


Вы проделали долгий путь, он был трудным, но кажется, что та точка, в которой вы сейчас находитесь, очень вдохновляющая. Куда дальше? 

Мы абсолютно точно будем продолжать подкаст «История российского интернета». Единственный нюанс, что мы его, скорее всего, переименуем и будем более общо говорить о Рунете. 

По окончании первого сезона мы также продолжим подкаст «Киберэтика», но в абсолютно новом формате. Сейчас уже прорабатываем детали, первых гостей, и я думаю ближе к декабрю сможем опубликовать первые два выпуска. 

Также у нас есть в проработке еще один очень интересный проект, тоже в формате подкаста, он связан с юмором и комедией. 


Еще мы сделали шоу «Локализация». Пока что вышел только пилотный выпуск, но в перспективе планируется еще девять городов. Мы подумали о том, что в современном мире малый бизнес стал основой локальной городской культуры. Например, многие, когда едут куда-нибудь, то выбирают эклектичные бутик-отели, составляют списки локальных брендов одежды и делают себе пометочки с гастрономическими проектами в городах. По крайней мере, я могу судить по себе или по своим друзьям.

По факту получается, что сейчас локальные бренды и компании создают некий культурный код своих городов. То есть ты уже не просто едешь в Санкт-Петербург, а отправляешься в Питер, потому что там проходит, например, первая российская коктейльная неделя у Коли Киселева. Есть новые заведения, есть люди, которые шьют классную прикольную одежду, и тебе хочется все это посмотреть. Как раз об этом проект «Локализация», пилотный выпуск уже на канале. Он про Петербург, в качестве главных героев — Антон Лиссов и сам Коля Киселев. Мы рассказываем про Saint-Petersburg Cocktail Week и про выход нового альбома Jane Air. В перспективе хотим отправиться в Казань. Грубо говоря, это некое трэвел-шоу с хештегом #SupportLocal.

Столько планов! Наши искренние пожелания успеха во всем! Ну и напоследок снова про подкасты. Что конкретно лично для тебя подкаст как жанр? Можешь ли ты его как-то описать?

Что касается подкаста как жанра, то для меня это два формата. Во-первых, свое карманное радио. Я всегда безумно любил радио — то, что ты можешь всегда послушать в любой момент, когда тебе нужно. Мне кажется, что подкасты в скором времени могут стать новыми СМИ. Люди сейчас потребляют огромное количество инфы. И зачастую времени на вдумчивое чтение у них не остается, а подкасты дают возможность получить эту информацию и легко вписать ее в современную скоростную жизнь.

Как ты думаешь, какое место подкасты в мире и в России займут в ближайшие пять лет?

Когда говорят про глобальный рынок подкастов, то речь в основном идет про США. Но все это точно будет только расти. Я читал статью о том, что рынок подкастов в России растет с каждым годом на 10%, и к 2024-му аудитория, по прогнозам, будет составлять около 18 миллионов человек. Уже внушительно.  

Для себя я вижу четыре точки, которые помогут мне ответить на этот вопрос: рост аудитории, развитие мультиплатформенности, потому что все мы видим, что видеоверсии подкастов набирают огромную популярность. Еще один из моментов — будут появляться какие-то новые форматы, короткие, типа дайджестов, а независимые подкастеры будут объединяться в комьюнити по типу тикток-хаусов. Вот какое-то такое развитие.



Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова