Репортаж, Образ жизни — 8 сентября 2022, 15:21

Пламенеющая готика, пакгаузы и сердце Офелии. Как редакция SRSLY в Нижний Новгород ездила

Текст:
Аня Васянина,
старший редактор
После тридцати лет у меня начала складываться симпатичная традиция: на свой день рождения, приходящийся на конец августа, я стараюсь быть вне офиса и желательно вне Москвы. В этом году повезло особенно: меня позвали в Нижний Новгород, в который уже давно хотелось съездить.

День первый. 27 августа

Тридцать четыре начались в семь утра со звонка мамы, которая до сих пор иногда будит меня в ответственные дни, традиционного энергетика и медовика — все ради того, чтобы не опоздать на «Ласточку». Надо сказать, что четыре часа до Нижнего пролетели изи, в мелкой работе, зависании в твиттере и просто в созерцании пейзажей из окна. Привыкшая путешествовать исключительно одна, я, конечно, проявила чудеса самостоятельности… и вышла не в ту сторону из здания вокзала. Но святая Арина меня спасла, и благодаря фоточкам местности я дошла до, как бы сказал Ричард Сапогов, фешенебельного микроавтобуса. В гостинице я, естественно, не разобралась, как врубается свет и хотела уже побухтеть, однако всех спас плотный обед.


После еды обычно хочется спать, но мы отправились гулять на Стрелку, по которой экскурсию провела директор Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина. На Стрелке, к слову, благодатно: можно гулять по газонам aka зеленой площади, пить крафтовый кофе, сидеть на прикольных скамейках на возвышении и любоваться рекой. А ведь еще несколько лет назад здесь, говорят, перелезали через заборы, чтобы заценить салют на Окской набережной. На территории нет ни одного высокого дерева — все ради того, чтобы «не ограничивать небо». Рядом с этой точкой силы, где Ока и Волга сливаются воедино, стоят зеркальные, растворяющиеся в пейзаже пакгаузы и ажурные конструкции по мотивам детища инженера Шухова в интерпретации Петра Виноградова из проекта «Про.Движение», которые будто несут сами себя.


В пакгаузах, кстати, расположен концертный холл — white box, где, как шутят местные, проходит все: от показов до похорон. Там мы и смотрим дивный медиаперформанс звезды «Гоголь-центра» Светланы Мамрешевой, которая играет Офелию, читает строчки о «тунике из собственной крови», переодевается в роскошную асимметричную розовую шубу и ярко-белый парик, трансформируется в мужчину и других шекспировских героев, просто сменив интонацию, и, конечно, поет своим хрустальным голосом. 


Как правило, я всегда придумываю программу и куда-то веду саму себя, но тут за меня уже все оказалось спланировано, и я просто плыла по теплым волнам: забиралась на колокольню ради райского заката, ходила в книжный ради Сьюзан Зонтаг и ужинала в ресторане, где ложечки кладут на подставки в виде зверушек. 

Вечер стал только лучше с фестивалем Intervals и его важной частью  — медиаинсталляцией PRESENSE от media.tribe, где ты оказываешься внутри спецэффектов блокбастера. Дереализация становилась оглушительнее в аутентичном баре, или, точнее, art space Tago Mago, который будто телепортировался из гонзо-фильмов 90-х. Как вечно застрявший в телефоне, гугл-таблицах и миллионе букв человек, не ходивший ни на какие концерты больше года, гиг Фараона становится очередным приветом из другого измерения (и возраста). Не разделяя гула подростков, я лишь тяжко вздыхаю, что на оригинальной «5 минут назад» был Бульвар Депо — и шепчу за Артема его строчки.


Кровать в отеле оказывается такой божественно ровной, белоснежной и хрустящей, что мгновенно вырубиться в обнимку с подаренным мягким оленем не составляет никакого труда.

День второй. 28 августа

Воскресенье автоматически становится добрым от осознания, что: 1) тебе не надо заморачиваться с завтраком (а также обедом и ужином); 2) сейчас ты будешь кататься на лодочке. Речные просторы заворачивают в освежающее одеяло (нет, я не свалилась за борт, хотя могла), солнце золотит не намазанные санскрином руки, и жизнь кажется восхитительной.


После перемены лука (ладно, я просто натягиваю выглаженную рубашку вместо мятой футболки и замазываю синяки под глазами) мы едем в Red Wall — zero-waste-ресторан буквально европейского уровня. Попивая просекко, знакомимся с заместителем губернатора Нижегородской области Олегом Берковичем, который выглядит совсем не так, как представляешь человека на руководящей должности: у него хипстерские очки, борода и татуировка с цитатой Че Гевары «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», произнесенной революционером за год до протестов во Франции в 1968 году. За татуировки ему, кстати, достается от консервативно настроенных земляков, но за «культурные» заслуги Берковича перед Нижним и его окрестностями ему, к счастью, прощается все. Бранч, организованный Александром Сысоевым и привезенными из Питера «Банщиками», оказывается воистину божественным (после него, конечно, очень грустно смотреть на свои рабочие контейнеры с гавайской смесью), особенно все остаются в восторге от клубники со взбитой сметаной, покрытой тонкой корочкой. Пока под локоток подсовывают мягкую хреновуху и кисленькую ягодную настойку, разговор кругом течет о браках, заключенных на воздушном шаре, и Мэджикуле, который назвал НиНо «столицей кайфа». Надо сказать, что к концу выходных в этом реально убеждаешься.

Особенно после прогулки с гуру нижегородского стрит-арта Димой 4, с которым время пролетает буквально незаметно, хотя шагов окажется пройдено приличное количество. Дима показывает нам культовую работу Никиты Nomerz — «Суперклей», городские арты Лены Лисицы, Димы Аске, Веры Ширдиной, а также нарисованную Полей Стриж «рыбку Иисуса» (честно говоря, даже захотелось взять такой ник для какой-нибудь из соцсетей). Пока ходим с Димой, натыкаемся на барахолку в сквере имени Свердлова, где можно встретить не только самовары и советские значки, но и вполне себе современные стикеры, а дальше и человека в наряде младенца, решившего помыться прямиком во дворе дома, расписанного «кружевами памяти» (улица Нестерова, 35). А чего бы, собственно, и нет — тоже своего рода стрит-перформанс.  


Последующий концерт с артистами оперы проходит как в тумане — важный текст сам себя не отредактирует и не опубликует, зато сумасшедшие инсталляции Intervals на набережной запомнятся надолго. Турецкая студия Ouchhh сделала так, что у меня закружилась голова и почти потекли слезы — прямо как у Лилу в «Пятом элементе», когда она на быстрой перемотке наблюдала смену эпох. Пока материя познавала саму себя, жила и развивалась, мы времени даром не теряли и отужинали в Yale. 

Очень много про еду получилось, но что ж — в Москве себе такого почему-то не позволяешь. Постоянная гонка на опережение, стремление заткнуть внутренние пустоты какой-то активностью… В Нижнем другой ритм. Когда можно с умеренной деловитостью выйти в книжный, взять отличный кофе, пройтись по «Арсеналу» и упасть на какой-то веранде с ноутбуком. Это большой город — с миллионом жителей, метро и собственным «Бродвеем», но в то же время у него неповторимый вайб комфорта, когда можно доехать до работы за пятнадцать минут, дойти до хорошего бара в трениках за пять минут и в целом сэкономить недельку в год для каких-нибудь приколов, не потратив ее на дорогу.




Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 17:50, 3 декабря
«Злая» стала самой кассовой экранизацией бродвейского мюзикла
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы