Студия «СЕТАП» образовалась в 2018 году. К этому времени Дмитрий Знаменский и его партнеры давно работали в сфере мультимедийных искусств и технических решений для театров, музеев, концертного и технического продакшена. Сам Знаменский много экспериментировал с видео в центре современного искусства «МАРС». Идея «СЕТАП» состояла в том, чтобы придумать новый визуальный язык для концертов и фестивалей. Дмитрий называет инновации своей компании «архитектурно-процедурным» подходом. Когда студия «СЕТАП» пришла на рынок, большинство художников по свету использовали проверенные схемы и редко обращались к современным разработкам и сегодняшним техническим решениям.
«На большинстве мероприятий виджеи работают с контентом, большая часть которого заранее заготовлена, им нужно его только, условно говоря, закольцевать и наложить разные эффекты, — рассказывает Знаменский. — Существенно поменять сам контент по ходу события виджей не может. А наш контент генеративный, у нас изначально заготовлены программные алгоритмы, и мы можем менять в этом потоке что угодно, в зависимости от того, как меняется музыка на событии».
Этот метод студия использовала, например, на двух фестивалях Alfa Future People, сначала на Bass Stage, потом на главной сцене. Впоследствии к услугам студии прибегали организаторы вечеринок с участием Соломуна, Бориса Брейчи и Нины Кравиц, а также устроители концертов Хаски и ДДТ. На сегодняшний день для студии важно, что у нее установились и прямые контакты с артистами. Так, их услугами пользуется технодиджей Dixon (для одной из его вечеринок «СЕТАП» создал двенадцать часов контента), швейцарский проект Adriatique планирует использовать разработки студии в зимнем латиноамериканском турне. Ну, и RHCP теперь тоже с ними.
На контакт со студией «СЕТАП» Red Hot Chili Peppers вышли, можно сказать, случайно. Художник по свету RHCP Скотт Холтхаус работает с ней больше двадцати лет. По большому счету, это старая гвардия, со всеми ее плюсами и минусами. Неверно считать, что у великих групп все составные части продакшена представляют передний край зрелищных технологий. Скорее наоборот, на них зациклены только единицы вроде U2, Coldplay или Nine Inch Nails. А для группы Red Hot Chili Peppers свет и видеряды вообще никогда не были камнем преткновения. Для них важнее взаимодействие четверых музыкантов на сцене, грув и чувство локтя. За свет у группы всегда отвечала бригада с традиционной структурой — главный художник по свету, техник за пультом и виджей.
Работы студии «СЕТАП» нашла в инстаграме дочка Скотта Холтхауса. «Я не думаю, что RHCP до конца понимали, как технически устроена наша работа, — говорит Знаменский. — Изначально им просто понравились наши проекты. И они обратились к нам просто за контентом. А в итоге получилось, что мы создали технологию специально для них. Контент создается в реальном времени на сервере, который стоит у них в пультовой и синхронизирован со световым пультом. Теперь виджей стоит за их световым пультом и как бы может управлять всем одновременно».
Если другие, даже суперрок-н-ролльные группы порой позволяют себе работать под заранее забитый ритм с таймкодом и под него подстраивать всю визуальную составляющую, то RHCP всегда играют живьем, а не «под клик». Окончательный сетлист фронтмен группы Энтони Кидис составляет за час до начала концерта. Группа может сегодня сыграть чуть быстрее, завтра чуть медленнее, а может прямо по ходу концерта уйти в незапланированный джем. В этом была трудность, но и вызов для «СЕТАП».
В это сложно поверить, но изначально Скотт Холтхаус хотел использовать уже существующую идею сцены, которую студия «СЕТАП» разрабатывала для киевского электронного мероприятия 2021 года Nechto. «В итоге мы действительно использовали эту идею, но на новом уровне, с новыми решениями, — рассказывает Дмитрий Знаменский. — Получилось нечто вроде подковы». В итоге российские мастера концертных зрелищ не просто были приняты в команду турне одной из лучших групп в истории, но оказались причастны к историческим изменениям внутри коллектива и его шоу.
Работа над проектом велась по всему миру — в Москве, Португалии, на Шри-Ланке, в Турции и, конечно, в Америке. Подготовительный этап состоял из трех частей: создание идей и контента (это делалось полностью удаленно), программинг шоу в студии в Нэшвилле и репетиции шоу на полном сетапе в городе Лититце, недалеко от Филадельфии. Здесь же в свое время «собирали» шоу Элтона Джона, Metallica, Джастина Тимберлейка и U2.
На две с половиной недели наши соотечественники получили набор оборудования, с которым можно было делать все что угодно — настраивать, репетировать, менять настройки, — и при этом были решены все бытовые проблемы. Максимально комфортные гостиничные номера в 30 секундах ходьбы от площадки, еда, а главное — возможность заказать на Amazon любое оборудование с доставкой на следующий день.
По словам Дмитрия Знаменского, главному продакшен-менеджеру тура было важно понимать только одно: что будет, если команде не дадут визы, и она не сможет прилететь в Америку на репетиции. «Все должно работать, а больше его ничего не интересовало, — говорит Знаменский. — И если бы никто из нас не смог присутствовать на концертах, мы бы справились дистанционно, так у нас все устроено. Просто геморроя было бы больше».
Дмитрий и его коллеги работали над контентом, исходя из того, что для тура будут отрепетированы порядка 40–50 песен. Они создали свою креативную концепцию, и после нескольких консультаций группа ее приняла. Однако чудес не бывает, и разницы в менталитете никто не отменял. Конкретный пример — песня Californication. Дмитрий комментирует: «Изначально образный ряд у нас был очевидный, калифорнийский — дороги, пальмы, пляжи. И у нас этот вариант не приняли, потому что группа не хотела получить для этой песни шаблонный, туристический образ Калифорнии. Нам нужно было контент для этой песни полностью переработать. Вообще, нам пришлось разбираться с их песнями на уровне смыслов — мы не везде понимаем иронию, и далеко не всегда то, что нам кажется смешным, смешно им».
На протяжении трех недель «СЕТАП» тестировал креативную концепцию вместе с художественной командой группы, настраивая, синхронизируя все со сценическим оборудованием. А потом приплыл «черный лебедь» — он принял облик жены гитариста RHCP Джона Фрушанте. За десять дней до старта тура ее внедрили в креативную команду, и она предложила много новых идей. Русским специалистам, практически, пришлось переделать все шоу. Можно сказать, у них сменился художественный руководитель.
Джон Фрушанте — без преувеличения, великий гитарист. Для записи альбома Unlimited Love он вернулся в группу после паузы в шестнадцать лет. Участие его жены в процессе не обсуждалось.
Степень важности этой фигуры для сегодняшнего состава RHCP иллюстрирует следующий эпизод. Для песни Give It Away изначально сделали видео, в котором были использованы визуальные разработки подруги Энтони Кидиса. Однако в рамках новой концепции шоу видеосопровождение Give It Away нужно было полностью переделать. «В ночь перед первым концертом я понимаю, что изначальный вариант был лучше, — рассказывает Знаменский. — Приходится совещаться со Скоттом Холтхаусом: "Какой вариант брать?" Оказалось, что Скотту звонил Энтони и сказал, что ему будет неудобно перед этой подругой, если ее работу уберут из шоу. Решили, что на первом гиге покажем старый вариант. Но в итоге уже во время концерта все равно запустили новый. Спокойствие Джона оказалось важнее для всей группы».
История с участием студии «СЕТАП» в создании шоу RHCP — лишь один из примеров того, как отечественные специалисты по видео, сценографии и дизайну становятся все более значимыми фигурами в мировой индустрии зрелищ. Это пример из того же ряда, что и съемки клипа Карди Би и Канье Уэста Hot Shit под руководством режиссера Ладо Кватании, и работа студии Sila Sveta в турне The Weeknd After Hours, и продолжающееся сотрудничество русско-грузинской команды Дмитрия Воробьева, Павла Павлюкова и Георгия Молодцова с Жан-Мишелем Жарром, о котором мы писали еще в феврале 2021 года. Дмитрий Знаменский считает, что при прочих равных решающим оказывается одно важное качество наших соотечественников — способность решать задачи, несмотря на огромные расстояния и неожиданные барьеры и запреты. В этом у нас хороший опыт.