Обзоры, Образ жизни — 28 июня 2022, 17:20

Дай почитать: обзор романов Алексея Сальникова «Оккульттрегер», «Отдел», «Опосредованно» и «Петровы в гриппе и вокруг него»

Мы решились на эксперимент: переформатировали наш традиционный обзор с новинками из мира литературы, добавив туда комментарии самих писателей. На этот раз рассказываем о романах Алексея Сальникова «Оккульттрегер», «Петровы в гриппе и вокруг него» и других. 

«Оккульттрегер»

Новый роман «Оккульттрегер» одного из самых фантасмагоричных писателей Урала Алексея Сальникова был представлен автором на книжном фестивале «Красная площадь» в Москве. По сюжету книги Прасковья, не имеющая ничего общего с героиней одноименной песни, — оккульттрегер, поддерживающий баланс тепла в небольшом уральском городке (поиск угольков в лице мало-мальски сияющих знаменитостей, чей успех можно переработать в сырье для обогрева замерзающего города). Также в ее врожденный стартер пак входит набор экстраординарных способностей: бессмертие, взлом всевозможных запароленных устройств и замков, линька каждые четыре месяца, филигранное лавирование между ангелами и чертями. Привязанный к ней гомункул (тоже, кстати, не имеющий ничего общего с алхимическими экспериментами), помимо того, что умеет читать мысли и эмоционально подстраиваться под всех окружающих, является важнейшим звеном в повседневной жизни каждого оккульттрегера. Если, например, украсть его и назвать настоящее имя, то все магические способности рассеются без следа.


Муть, перемещающая из района в район, воплотившаяся в форме малиновой «девятки», угнетает всех жителей округи, и Прасковья вместе со своими подругами, как в «Дозорах», выходит за ней на охоту в сумерках. Появившаяся в городе банда квартирных вымогателей сама попадается в руки Прасковьи и огребает по полной. Несчастная киднепперша после полугода мучений с украденным гомункулом возвращает его главной героине и раскаивается в своем поступке без какого-либо рукоприкладства со стороны Прасковьи. Вся ежедневная суета, приправленная магическим реализмом, делает романы Сальникова уникальными и такими в редких местах уютными (после первого прочтения захочется перечитать и вникнуть в происходящее на страницах поглубже).   

Комментарий Алексея Сальникова:

«Это сюжетный роман со спорными каламбурами о жизни трех подруг, которые остаются молодыми, несмотря на свой многовековой возраст. Их жизни не отличаются от жизни обычных смертных, просто сильно растянуты во времени.

Писал "Оккульттрегер", разочаровавшись в концовках "Игры престолов" и "Теории большого взрыва", и это отразилось на страницах романа благодаря главной героине, но вот "Американскую семейку" понравилось, как закончили. Недавно еще меня поразила запись "Колыбельная Яги" от Ежовы Рукавицы. Показалось, что она бы идеально встала вместо 18-й главы в "Оккульттрегере", где в тексте стоит многоточие.

Жаль, что нет уже Балабанова. Было бы интересно увидеть от него сериал по "Оккульттрегеру". Что-то лирическое, не боевое, наподобие его "Мне не больно". "Оккульттрегер" не требует спецэффектов в принципе, тут все больше построено на диалогах, так что и Тарантино тоже бы справился прекрасно».


«Петровы в гриппе и вокруг него»

В свое время «Петровы в гриппе и вокруг него» стали уникальным явлением в российской литературе, происходящим раз в десятилетие и выходящим за рамки книжной обложки (каждый второй трясущийся по пути на работу в метро читал «Петровых»). Обретая новые перерождения на театральной сцене и экране кинотеатров, благодаря перипетиям, происходящим в Гоголь-центре и вокруг него, популярность романа растянулась на несколько лет, что для книгоиздательства большая редкость или даже исключение из правил.

Комментарий Алексея Сальникова:

«Пока что не планирую писать продолжение, может, если только по деньгам сильно прижмет. (Смеется.) Если появится идея, то хоть завтра начну писать, но на данный момент я с Петровыми завязал. А если бы я знал, что по роману поставят спектакль, экранизируют и повезут в Канны, то в первую очередь не поверил бы в это, во вторую, наверное, даже побоялся начинать писать его».


 

«Отдел»

После успеха «Петровых» роман Сальникова «Отдел» был выпущен в книжном варианте под одной обложкой (до этого был опубликован по частям в 2015 году в журнале «Волга»).

Главный герой «Отдела» Игорь — бывший работник внутренних органов. Пройдя незамысловатое собеседование, он устраивается на работу в секретную организацию, находящуюся под прикрытием в районной котельной. Без каких-либо объяснений Игоря с несколькими старожилами отдела отправляют на первое задание, которое превращается в страшный сюрреалистический сон: надев на голову подозреваемого ведро с различными датчиками, Игорь должен получить от сидящего перед ним допрашиваемого ответы на 168 вопросов по протоколу. После сего действа наступает кульминация, оканчивающаяся устранением поучаствовавшего не по своей воле в психоделической викторине «негодяя». Для чего это делается и есть ли в этом хоть какой-то смысл, от этих вопросов начальник Игоря отмахивается, как от назойливой мухи, аргументируя свою скрытность тем, что, узнав всю правду, не каждый сможет с ней примириться и уже были случаи, когда приходилось хантить людей в отдел по новой. Так что будь добр, иди исполняй свою работу и не высовывайся.

Комментарий Алексея Сальникова:

«Когда писал роман "Отдел", я подразумевал "Людей в черном", пытался представить, как бы все происходило у нас в стране: и нелепо, и забавно, и страшно. В фильме же все завернуто в голливудскую обертку, а так там точно так же бы было, как и в России. Сейчас активно смотрю ругань в интернете, у меня в следующем романе персонажи должны ругаться, в том числе по политическим мотивам, и я как-то пытаюсь запомнить все эти аргументы».

 

«Опосредованно»

Роман «Опосредованно» (третий роман Сальникова, начинающийся с «О») окутан поэзией с ног до головы. Заглавие имеет форму стихотворения и со старта дает понять, что прозаик Сальников появился благодаря поэту Сальникову.

Альтернативная реальность, в которой стихи являются наркотиком, а пишущие их самоучки могут присесть за распространение на пару лет. Еще в школе Лена начинает писать стишки, что становится ее тайным увлечением на всю жизнь. Довольно-таки мрачный Нижний Тагил оставляет свои отпечатки в ее творчестве: все мимолетно подмеченное обретает призрачные очертания в зарифмованных строчках и пробирает до мозга костей. Приобретенные знакомства, а с ними и средства на существование позволяют Лене выбраться из родных пенатов и переехать работать в Екатеринбург. Семейная жизнь с детьми и то уходящим, то возвращающимся мужем постепенно притупляет писательские способности героини. И только признанием родным в своей пагубной привычке Лена может наконец-то зарифмовать себе жизненный хеппи-энд.

Комментарий Алексея Сальникова:

«Если есть какой-то бэкграунд и начитанность, то какая-то искра и талант к писательству могут вспыхнуть за короткий срок. Но если ты совсем ничего не читал в своей жизни, то вряд ли получится стать сценаристом или писателем. Плюс ежедневная практика, чтобы посмотреть со стороны, получается ли хоть что-нибудь. Но вот иностранный язык за неделю курсов точно выучить невозможно».

 

Главной центробежной силой всех романов Сальникова являются люди, которые ежедневно встречаются нам по пути на работу. Это соседи сверху, которые еще не успели включить все краны на полную мощность и затопить несколько этажей под ними. Пока что они спокойно выпивают на кухне, пишут стихи, воспитывают детей, разводятся и периодически гриппуют, но рано или поздно всегда оказываются в более плотной субстанции событий (не всегда реалистичных). Как герои Мураками, со словно загипсованными лицами и эмоциями, они будут проходить через все выпавшие на их долю испытания с высоко поднятой головой и без капли удивления (словно победившие всех боссов в играх Миядзаки уже по несколько раз и не разбившие при этом ни разу геймпад о стену).

Комментарий Алексея Сальникова:

«Я недавно прошел Elden Rings, но потом понял, что зря потратил столько времени: просто 200 часов садомазохизма. Но классный дизайн у игры, катакомбы, волки, спрыгивающие с деревьев, гусеницы, составленные из каменных шаров. Потом скачал трилогию Dark Souls, но там еще больше раздражающих элементов и сложно найти что-то хорошее. Давно ничего заметного не выходило из игр, поэтому сейчас играю в Crusader Kings 3. Стратегии, когда вроде бы игровой процесс неказистый, а в голове происходит очень много вызывающего эмоции, — это другое дело. И до сих пор вот помню хорошую A Plague Tale: Innocence. Там, конечно, очень крутое взаимодействие с ребенком и управление полчищами крыс. Кстати, ребенок напоминает гомункула из "Оккульттрегера", которого постоянно нужно оберегать.

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова