Как родилась идея вашего стартапа?
Основатель «Дари еду!» Игорь Шатунов за границей (если мне не изменяет память, в Венгрии) наблюдал в магазине такую инициативу. В нашей стране тоже не раз пытались реализовать подобные идеи — например, так называемые «полки добра»: в магазине выделяется место, где любой человек может взять продукты с полки бесплатно, если он считает себя нуждающимся. Но поскольку здесь нет никакой системы верификации, никакого контроля за этими продуктами, то все быстро превращается в хаос, и поэтому такие инициативы сворачиваются.
Игорь рассказал мне про идею делать что-то похожее, но структурированное, где будет порядок, система. Ему пришло в голову, что это будет именно продуктовая помощь. Мы, кстати, долго обсуждали, нужно это или не нужно благополучной Москве. Оказалось, нужно: зашло, и еще как. Сейчас, спустя пять лет понимаем, что даже немного заглянули в будущее, потому что сейчас такого рода помощь уже на первых строчках по необходимости.
Людям еще больше нужна бесплатная еда, чем раньше?
Сейчас да. Мы относительно недавно (может, год назад) сделали на сайте возможность подать заявку на получение помощи и не ожидали такого резонанса. Эту опцию не продвигали — оказалось, что люди целенаправленно ищут благотворительные организации, заходят на сайт. На фоне последних событий очень сильно выросло количество этих заявок: в очереди их почти 3 тысячи.
Какова дальнейшая схема?
Кураторы связываются с этими людьми (с нами работают уже 147 городов) и передают им помощь. Нуждающихся так много, что образовалась большая очередь.
А как осуществляется подключение людей к оказанию помощи?
Если бы мы общались с вами пару месяцев назад, я бы описывала совершенно другую систему. Но сейчас все поменялось. У нас уже были очень хорошо налажены каналы коммуникаций через соцсети. Собрана лояльная аудитория, жертвователи. Мы делали e-mail-рассылки с отчетами. Люди нам помогали, подписок на платежи было довольно приличное количество. Человек один раз привязывает карту, и каждый месяц у него списывается определенная сумма. А теперь, после ухода Visa, Apple Pay, Google Pay и всего остального отвалились и подписки. Таргета нет, новую аудиторию привлечь невозможно, потому что у нас нет инструментов, чтобы о себе рассказать. Мы, естественно, осваиваем ВКонтакте, «Одноклассники» и все, что сейчас доступно. Но с инстаграмом все-таки не один год выстраивалась вся стратегия, алгоритмы, обучение искусственного интеллекта. Сейчас мы откатились на начальную точку и заново выстраиваем ВКонтакте. Естественно, у нас сильно упали пожертвования, сократились подписки.
Как вам помогают знаменитости? У вас их немало.
Да-да, у нас был Влад Соколовский, Денис Третьяков, Кирилл Серебренников, Ян Топлес, Ольга Бузова, Дмитрий Хрусталев, Анна Хилькевич, Софья Эрнст, Зара, Наташа Максимова и многие другие. Сейчас наш большой друг — Мирослава Карпович. Мы к этому долго шли. Мечтали с самого начала, что у нас будет такой модный фонд, который привлечет молодых людей со схожими вкусами и взглядами. Сейчас это начинает получаться. Люди приходят, причем сами к нам обращаются. Иногда даже не хватает рук в стрессовой ситуации. Вспоминаешь, ищешь, отслеживаешь упоминания фонда в интернете и видишь, что, оказывается, кто-то и сам о нас пишет. Это здорово. И, конечно, очень помогает. Сейчас нам это нужно особенно, потому что распространять информацию — одна из самых больших наших болей.
Как устроено взаимодействие со знаменитостями?
Мы не просто просим их написать о нас, а даем участвовать в деятельности фонда, чтобы изнутри прочувствовать, как это. Звезды вместе с нашими волонтерами ходят, приносят еду бабушкам/дедушкам, понимают, что здесь все по-честному, и тогда рассказывают о нас.
Я бы тоже был очень польщен (если бы был бабушкой), если бы мне какой-нибудь Влад Соколовский принес еду.
(Смеется.) Бабушки думают, что к ним просто пришел симпатичный парнишка. Они не знают, что это Влад Соколовский, и не в курсе, что он поет. Но им очень приятно. Каждый визит волонтеров — это заряд позитива, буря эмоций, особенно для пожилых людей. Бабушки и дедушки жалуются на одиночество. Когда к ним приходят молодые ребята, это какой-то глоток жизни. Они их очень ждут всегда и очень им рады.
Насколько функционирование вашей организации похоже на работу просто какой-нибудь компании? Офис, зарплаты, отпуска, печеньки?
У нас изначально был бизнес-подход, потому что мы понимали: эмоции эмоциями, доброе дело — это классно, но если ты не будешь системно подходить ко всем процессам, то просто не вывезешь. Если нет системы и нет контроля, то это обречено на то, чтобы погрязнуть в каких-то мелочах, операционке — в итоге все сдуется. Таких примеров много. Кстати, когда мы начинали «Дари еду», многие ребята из разных городов писали нам: «Мы тоже хотим». Мы сообщали в ответ, что нужно сделать. Когда они понимали, что это работа, то у многих энтузиазм быстро проходил, потому что этим всем надо заниматься.
С самого начала проект «Дари еду» выстраивался, как и любая коммерческая структура, со своими показателями выполнения, с наймом сотрудников, HR-отделом. Сейчас у нас уже работает приличное количество людей: если считать вместе с кураторами по регионам, получится больше 200 человек, то есть довольно большая организация. Зарплаты, конечно, тоже платим. Все как у людей.
Какие проекты вы сейчас реализуете?
Что это за кухни?
На них мы будем готовить обеды. Сейчас у нас есть благотворительная доставка, где волонтеры носили обеды пожилым людям, людям с инвалидностью — тем, кому тяжело самим приготовить еду. Многим мы даем продуктовые наборы: гречка, макароны, консервы и так далее, и они могут приготовить сами. А есть категории людей, которым сложно даже у плиты стоять.
Мы еще во время пандемии начали разносить обеды бабушкам. Тогда сотрудничали с ресторанами, которые нам давали блюда бесплатно. Потом эта акция закончилась, но ожиданий, что она будет бессрочной, и не было. Мы поняли, что не можем просто сказать: «Знаете, все, больше вам обед не принесем, Зинаида Петровна». Не могли их так бросить, поэтому начали покупать эти обеды на фабриках кухонь сами. Сейчас покупаем их за свои деньги.
А как-то раз подумали: мы же можем их сами приготовить! Получили грант на кухню, в Москве она уже почти готова. Арендовали помещение, сейчас там доделывается ремонт, закупили оборудование. Нам много людей из бизнеса помогли и с ремонтом, и с оборудованием. В общем, там все будет по всем правилам, по всем нормам. Потом запускаем социальные кухни в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.
Какая помощь для вашего проекта сейчас больше всего актуальна, о чем следует всем узнать?
У нас три пункта. Я перечислю сейчас в порядке актуальности именно в данное время. Во-первых, оформлять подписку — хоть на 10 руб., хоть на 50, хоть на 100. В общем, по мере возможности. Подписка — лучшая тема для благотворительности, потому что мы можем делать прогнозы своей деятельности. Знаем, что у нас в этом месяце собралась энная сумма, и в следующем месяце она тоже будет. То есть можем запланировать закупку продуктов в том или ином городе или селе на эти деньги. Это дает основу для планирования.
Во-вторых, распространять информацию. Даже если вы сделаете репост или просто в каких-то мессенджерах расскажете друзьям, что есть такой проект. Если у вас день рождения и вы хотите сделать доброе дело, призовите, пожалуйста, своих друзей и знакомых не дарить вам сертификат в магазин косметики, а пожертвовать какую-то сумму, скажем, для пенсионеров из Ростовской области.
И в-третьих, приходите волонтером, если живете в том городе, где работает наш проект.
Если я пойду волонтером, какой шанс, что я окажусь в одной команде с Кириллом Серебренниковым и буду с ним кататься по Павелецкой?
(Смеется.) Вы не поверите, но мы сегодня как раз с ребятами, которые занимаются коммуникацией, пришли к идее миксовать волонтеров со знаменитостями.
Какими селебрити вы пополните свою звездную команду в ближайшие месяцы?
Ой, как говорится, чтоб не спугнуть удачу... Сейчас общаемся с Идой Галич, Антоном Беляевым, Полиной Гагариной и с несколькими популярными комиками. В общем, работа ведется.
Я тогда желаю вам побольше звезд и поменьше сложностей с трансакциями.
Спасибо. Приходите к нам волонтерить. Может, с Чебатковым в команду попадете.