История, как известно, циклична, а значит, интерес может вернуться к любому, казалось бы, почившему тренду: джинсам на бедрах, песням Джорджа Майкла в тиктоке, а теперь и компакт-дискам. В 2020-м в США было продано 31,6 млн CD. В 2021-м — уже 46,6 млн. Это первый раз почти за два десятилетия, когда продажи дисков выросли, и сразу так значительно. Закономерно выросла и выручка от реализации ностальгических товаров — с 483,2 млн долларов до 584,2 млн долларов за год.
Данные официальны — ими поделилась Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), та самая организация, которая присваивает золотые и платиновые статусы альбомам и синглам. Возникает вопрос: что поменялось за последнее время? Точного ответа никто не дает, но, как пишет Axios, люди почувствовали важность физических носителей. Сначала вырос интерес к винилу. В последние годы пластинки и проигрыватели начали появляться не только у коллекционеров, но и у простых смертных, причем массово. Совладелец одного из американских музыкальных магазинов Дойл Дэвис сказал, что по его наблюдениям теперь та же участь постигла диски. Он отметил высокие продажи CD-версий новых альбомов, особенно когда релиз винила задерживается. Причем диски покупают не люди в возрасте, которые даже не слышали о стриминговых сервисах, а очень даже молодые люди. «Мне кажется, речь идет о молодежи, которая обнаружила, что ей нравятся физические музыкальные носители в эпоху цифровых технологий», — объяснил Дэвис.
Естественно, продажи компакт-дисков все еще далеки от пика, который был в начале нулевых. По данным издания The Verge, в 2000 году в США был продан почти миллиард дисков. Сейчас самым прибыльным средством распространения музыки являются стриминги. В 2021 году платные подписки принесли 8,6 млрд долларов. Это 57,2% от общих доходов. Продажи компакт-дисков и виниловых пластинок в совокупности принесли менее 11% выручки. И это при том, что интерес к винилу неуклонно растет уже более полутора десятилетий. В 2021 году продажи пластинок в США достигли 39,7 млн единиц, что принесло доход в 1 млрд долларов.
Интерес к физическим носителям прослеживается и во время музыкальных релизов. Выпуск винила все еще достаточно эксклюзивное, но уже распространенное мероприятие. Обычно релиз пластинок приурочен к круглым датам, как это, например, было у певицы МакSим. Она представила переиздание альбома «Трудный возраст» в честь его 15-летия. Иногда ждать приходится меньше, и пластинки просто включают в список мерча. Так, в частности, поступил Pharaoh, который выпустил коллекцию в поддержку альбома Million Dollar Depression. Туда вошла одежда, постер, кастомная свеча и, естественно, пластинка. Судя по последним тенденциям, скоро такие дропы будут пополняться еще и CD-дисками.