Обзоры, Кино — 3 февраля 2022, 16:44

Бликующий экран: новинки кино в Сети («Нежный бар», «Трагедия Макбета», «Уроки итальянского»)

Дензел Вашингтон примеряет корону. Ванесса Кирби познает блеск и нищету Нью-Йорка. Бен Аффлек держит бар под названием «Диккенс». Антон Фомочкин рассказывает о новинках в интернете.

«Нежный бар» (The Tender Bar)

11-летний Джей Ар (Дэниэл Раньери) вместе со своей матерью Дороти (Лили Рэйб) возвращается в дом ее детства. Кажется, что временно (на самом деле на долгие годы). Склонность к патологической бедности и беспробудным тяжелым временам — словно часть плохой наследственности семьи Мерингер. В отчем доме всегда гостит орава двоюродных братьев и сестер (чтобы перекантоваться, а затем начать сначала). Отчаявшись, Дороти возложила все надежды на будущее Джей Ара. Непременно Йель, обязательно юридический (чтобы были перспективы). Джей Ар, впрочем, тяготел к писательству и чувствовал в этом поддержку со стороны любимого дяди Чарли (Бен Аффлек). 



Love me tender, love me sweet. Психотерапевт пугал маленького Джей Ара тем, что у того нет идентичности. «Так найди ее!» — парировал дядя Чарли. Мальчик искал, возмужал (Тай Шеридан), но так и не решался выйти из зоны комфорта. Фильм Джорджа Клуни (как и прошлогодняя «Элегия Хиллбилли») иллюстрирует идею о том, что идентичность формирует семья (даже неполная): счастливо дрейфовать или тяготиться этим — выбор по усмотрению.

«Нежный бар» — адаптация мемуаров, написанных в жанре «эта замечательная жизнь».
Джей Ар на протяжении детства, отрочества и юности осознает, что его судьба значительна и интересна, какой бы заурядной и бесконфликтной ни казалась со стороны. Любящая семья (старшее поколение в меру сварливо, Чарли иногда оправдано строг), Йель, неудачный роман (несчастный далеко не сразу), умеренный журналистский успех. Режиссер Клуни старательно высматривает в юном герое самого себя: декады 70-х и 80-х — период также и его становления. Телемах расправляет плечи. Писателем не стать без шкафа прочитанных книжек. Чарли работает в баре «Диккенс». В университете свое первое эссе Джей Ар пишет про «Одиссею». Аллюзии очевидны, но интонация Клуни-рассказчика лишена назидательности. Правильных ответов (как в философии) не предусмотрено.  

Где посмотреть: Amazon Prime Video

[STAT_ART_3.5]


«Трагедия Макбета» (The Tragedy of Macbeth)

Колдунья в трех лицах (все — Кэтрин Хантер) пророчит дворянину Макбету (Дензел Вашингтон) королевскую корону. Посоветовавшись с супругой (Фрэнсис Макдорманд), Макбет решается зарезать гостящего у них (по счастливой случайности) короля (Брендан Глисон). Поутру свита находит холодное тело монарха. С предполагаемыми убийцами (кинжал, естественно, подбросили) расправляются без суда и следствия. Наследники престола спешно ретируются. Макбет (не)счастливо правит, видит в каждом встречном предателя и спешно сходит с ума.   


Дензел Вашингтон — ежик в тумане. Макдорманд — скорее неприкаянный кочевник (все еще), чем леди Макбет. За троицу ведьм-пифий отдувается босоногая старушка в трико. CGI-экспрессионизм для бедных. Если и памятник, то в прямом смысле нерукотворный: режиссер Коэн оставляет на откуп умельцам работы с хромакеем весь антураж обобщенного раннего Нового времени. Предметно-вещевая среда сведена к театральному минимализму: камзолы, мечи, корона. Остальное — чудеса светотени и редкие метафорические изыски. Костлявые ветви сомнений огибают шатер Макбета, пока тот, подобно роденовскому мыслителю, определяется: тварь он дрожащая или право имеет. Горящее письмо с заговорщицким приговором старому королю парит в звездном небе над артистом Глисоном. Капли его же крови падают на каменный пол со звуком ударившего в дубовую дверь молота. 

Коэн усердствует, напоминая занудному отличнику: уважительная адаптация текста, учтивые кивки великим (Лангу, Уэллсу и прочим). Новый «Макбет» не предполагает ревизий, смелых трактовок и полутонов. Это аккуратная и дотошная постановка с единственной задачей — «не ошибиться». Клеймо студии А24 как приговор для авторов, стремящихся зайти на территорию чистого формализма. Все в «Макбете» искусственно, а не искусно, вторично (особенно к Уэллсу) и в зародыше мертво. Если под короной артиста Вашингтона и «гнездятся скорпионы», то они так ни разу и не ужалят. Можно долго рассуждать о схожести системы архетипов и человеческих страстей Коэна и Шекспира, но эти изыскания не заполнят зияющую пустоту этого фильма, которую режиссер старательно маскирует смогом дым-машин. 

Где посмотреть: Apple TV+

[STAT_ART_0.5]


«Уроки итальянского» (Italian Studies)

В перерыве музыкальной live-сессии писательница Алина (Ванесса Кирби) тайком от мужа стреляет сигарету у незнакомой девушки. «Ты меня совсем не помнишь?» — спросит собеседница пару затяжек спустя. Нахмурившись, Алина перечислит несколько имен знакомых, которыми они могли бы быть связаны (тщетно), а после все поймет. Несколько лет назад она зашла в один из маленьких нью-йоркских магазинов и растерялась, позабыв свои имя и адрес. 


Казалось бы, поэт нью-йоркской подростковой беспечности, режиссер Леон, впервые обратился к поколению 30-летних, но Алина в «Уроках» выступает всего лишь функцией. Состояние временной амнезии, парализующее героиню, — незамутненная «взрослым» опытом и предубеждением оптика, через которую зритель видит шайку вчерашних детей на пороге совершеннолетия. Граффитисты («Гони бабки»), перекати-поле бездельники («Бродяги») — в «Уроках» Алина интегрируется в общество обычных тусовщиков, вечерами и ночами пропадающих на локальных вечеринках. Только они, будучи не обремененными сомнениями старших, принимают рассеянную женщину, утешают ее в состоянии тревоги и не раздражаются из-за сказанных сгоряча грубостей в свой адрес. Предшествующие этому сцены скитаний по городу перебивают абстрактные интервью с подростками: играют ли они те же роли, что и в фильме, или просто рассуждают о своем будущем — остается неясным. Эта амбивалентность — единственное, что Леон предпочитает не прояснить. Портрет уязвимой и полной наивной тяги к познанию женщины не складывается: режиссер отвлекается, любуясь молодежью. 

Главная зацепка Алины между прошлым и настоящим — встреченная посреди улицы поклонница. Оказывается, она писательница! Восторженно ознакомившись со своим же сборником рассказов в ближайшей библиотеке, Алина начинает воспринимать окружающий мир как фактуру для последующих литературных поисков. Любой вечер в Нью-Йорке — комедия и трагедия попеременно, успевай записывать. Из «Уроков» мог получиться чуткий семидесятнический (часть сцен по заветам Кассаветиса снята издалека, талантливая актриса Кирби существует в обстоятельствах) очерк о зыбкой грани между писательским вымыслом и действительностью. В самом деле, помнит ли Алина себя в бессознательном состоянии? Не видит ли зритель проекцию размышлений героини о злосчастном эпизоде потерянности? Может, это визуализация нарратива ее же новой книги? Леон разочаровывающе однозначен.  

Где посмотреть: Amazon Prime Video

[STAT_ART_2]


Фото: кадр из фильма
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова