Саша, честно говоря, я ничего о вас не знаю, просто увидел ваше имя в связи с фильмом Madame X.
Я давно работаю в Америке в рекламной индустрии и в talent management. В начале пандемии мне позвонил знакомый, который давно сотрудничает с Мадонной, и пригласил вместе поработать над фильмом о ее турне. Ей показали мое портфолио, но важно было, что меня порекомендовали люди, которым она доверяет. В общем, ей понравилось, и дальше пошло-поехало.
Как строилась работа?
Как и в любом турне Мадонны, шоу Madame X для DVD и стриминга снимали уже в конце тура, когда все было отточено и отработано до идеала. Альбом Madame X был задуман в Португалии, и снимать свое шоу Мадонна тоже решила там, а точнее — в Лиссабоне в январе 2020 года. Но в фильм также вошли фрагменты, снятые в Париже и Лос-Анджелесе. В Лос-Анджелесе, например, был снят ее диалог с Дэйвом Шаппеллом. В съемках, которые проводились в Лиссабоне и Париже, я участвовал дистанционно, а в Лос-Анджелесе находился непосредственно на концерте. Потом вместе с моим партнером Нуно Сика мы занимались постпродакшеном. Если интересно, кто такой Нуно Сика, могу сказать, что он работал, например, с Бейонсе, Адель и Майли Сайрус. Мы с ним — режиссерский дуэт. В титрах этот дуэт указывают как SKNX. Помимо концертного фильма Мадонны мы сняли ее открывающий номер для церемонии MTV VMA 2021 года и занимались спецпроектом для Paramount+ Madame Xtra, который представлял собой сессию вопросов и ответов. Там вопросы Мадонне задавали разные знаменитости: Ким Кардашьян, Билли Айлиш, Ариана Гранде. Мы также сняли фильм об альбоме, он вышел на Amazon Prime и называется «Мир Madame X». В нем рассказывается о том, как родился замысел пластинки и какое значение имеет каждая песня. Снимали в Португалии, в заброшенном здании, где Мадонна собрала всех музыкантов, которые участвовали в записи, и обсуждала с ними альбом и вообще музыку. Это разговор о ее восприятии музыки, о том, что она пытается сказать в своем творчестве, о чем, по ее мнению, должны задуматься слушатели.
И эти же музыканты потом появились на сцене, в ее турне?
Да. Например, очень важный персонаж шоу — Гаспар Варела, который играет на португальской гитаре. Он внук знаменитой исполнительницы фадо Селесты Родригес. Мадонна была знакома с его бабушкой. Он участвовал в шоу во всех городах турне. Вообще, все, кого вы видите на экране в нашем фильме, включая фольклорный ансамбль из Кабо-Верде, ездили с Мадонной по всему миру. Добавьте сюда танцоров, техников, специалистов по видеопроекции. Вся музыка исполнялась музыкантами живьем. Это был большой караван. А учитывая, что шоу игралось только в театрах, этот караван останавливался в каждом городе подолгу.
Как Мадонна ведет себя на съемочной площадке?
Зависит от того, в каких ты с ней отношениях. Но в любом случае, Мадонна всегда открыта к идеям и мнениям тех, кто с ней работает. Она это даже приветствует. Выслушивает все точки зрения и выбирает лучшую. Работать с ней не так сложно, как говорят. Она вовлечена во все процессы.
Как вашей команде работалось в театрах?
Это отчасти ограничение, но отчасти и благословение. Если бы шоу проходили на стадионах, нам работать было бы легче. Там все понятно: есть сцена, и внимание зрителей устремлено на нее. В принципе, есть где развернуться, и понятно, что снимать. В театральном шоу многие номера решены в предельно минималистичном ключе. У нас в зале было только четыре камеры.
Что значит «благословение»?
Есть момент в шоу, где Мадонна движется в тоннеле из света, при этом ей аккомпанируют только Гаспар и пианист. И это выглядело более эффектно, чем если по сцене бегали бы десятки танцоров. Когда я сделал финальный монтаж этого номера, Мадонне сразу понравилось. Поэтому я и говорю — благословение.
Что было снято или добавлено уже после того, как турне Madame X завершилось?
Нам было важно показать, что многие вещи, о которых сейчас говорят все, Мадонна говорила 20 или 30 лет назад. Например, когда мы делали для фильма монтаж номера Like A Prayer, подчеркнули кадры из оригинального видеоклипа, где полиция арестовывает темнокожего парня. В целом разговор о полицейском насилии уже присутствовал в турне, несмотря на то, что протесты и Black Lives Matter случились позже. Пожалуй, только фото Джорджа Флойда мы добавили на постпродакшене. И танцоры у нас двигались в масках вокруг рояля еще до того, как началась пандемия.
А рояль на самом деле горел во время концертов?
Нет. Мы это добавили потом, захотелось остроты. Это была, кстати, моя идея, Мадонне понравилось. Номер называется Future, это мой самый любимый фрагмент фильма.
Как я понимаю, частью камерного формата выступлений были стендап-номера Мадонны.
Она вообще всегда это делает. Ей нравится общаться с людьми в зале. Если человек ей интересен, она будет вести с ним диалог, шутить. Так было всегда. Важно, что это не заранее отрепетированные номера. Например, на каждом шоу Мадонна устраивала аукцион — продавала свою полароидную фотографию. В такие моменты всегда начинался ажиотаж в зале. И каждый раз все происходило по-новому. Вот почему мы этот номер показали в фильме несколько раз, сделали своего рода нарезку. Так же поступили и с номером Vanity, где она переодевается за ширмой прямо на сцене и параллельно произносит свой монолог. Это тоже каждый раз было по-новому.
Некоторые номера невозможно отнести к какому-либо конкретному жанру. Например, парень, который двигается под стук печатной машинки. Это ведь не совсем танец, это что-то другое.
Номер сделал известный французский хореограф Дэмьен Джалет. Он называется «Малькольм Икс». Танцор играет Малькольма Икса, а текст, который проецируется на экран, — это речь писателя и активиста Джеймса Болдуина, соратника Мартина Лютера Кинга. Дэмьен Джалет также придумал номер Frozen, где дочь Мадонны Лурдес на экране повторяет движения мамы из клипа, а Мадонна исполняет эту песню на сцене, и изображение проецируется на нее.
Это потрясающий момент. Я так понимаю, Лурдес была на экране, но кто-то из детей Мадонны ездил с ней и в турне.
Да, ее детей вы можете видеть в номере Express Yourself. В том числе и Дэвида, ради которого она переехала в Португалию.
Какой номер из всего этого фильма ваш любимый?
Про Future я уже говорил. Этот эпизод выглядит как отдельное музыкальное видео. И еще последний номер I Rise, где все танцоры выстраиваются в ряд: мне нравится хореография и минимализм этого номера. Очень вдохновляющий момент, он дает надежду. Когда мы заканчивали монтаж и постпродакшен, Мадонна особенно высоко оценила именно этот номер, я это хорошо запомнил. Вообще, для нее было очень важно, чтобы танцоры не остались в ее тени, чтобы всем им мы уделили достаточно внимания.
После Португалии Мадонна поехала в Париж, там на концерте у нее была травма, и в конце концов турне остановили. Сказали, что из-за пандемии, но многие считают, что она просто не выдержала нагрузок.
Нет. Травма у нее была еще в 2019 году в Америке. Она всегда выступала через боль. Если вы присмотритесь, это видно в нашем фильме на крупных планах. Просто в Париже проблема обострилась. И концерты действительно отменили из-за пандемии. Поверьте, если бы не COVID-19, Мадонна бы ездила и дальше. Вы же видели: она садится на шпагат, стоит на голове, много танцует. Возраст — просто цифра. Мне кажется, Мадонна никогда не будет себя щадить или в чем-то ограничивать. Если она сделает новое турне, то, думаю, шоу будет более масштабным и сумасшедшим.
У вас есть мечта?
Я хотел бы снять собственный фильм. Люди говорят, что у меня есть вкус. Та же Мадонна считает, что у меня много хороших идей. Ну, мне всего 27 лет, так что, я думаю, все впереди. А пока у нас на повестке дня — новый проект с Мадонной. Но сейчас я еще не имею права раскрывать детали.