Обзоры, Интервью — 23 декабря 2021, 19:04

«Помощи» — год. Интервью с теми, кто стоит за этим проектом

Год назад Никита Кукушкин реализовал и запустил благотворительный проект «Помощь», предназначенный для сбора средств на оплату продуктовой корзины для пожилых, одиноких людей. За это время появилось одноименное приложение, завирусилась рекламная кампания «Продуктовый сад», а охват инициативы расширился до 32 регионов — в каждом любой желающий может поддержать тех, кто нуждается во внимании и заботе. По случаю первого дня рождения проекта Антон Фомочкин задал много вопросов команде «Помощи» о том, почему для каждого из них делать добрые дела не только важно, но и приятно. 

Никита Кукушкин, основатель проекта

Никита Кукушкин/Фото: Дмитрий Цой

Помогали ли вы людям в детстве? 

Да, помню, как вытаскивал человека из сугроба на «Войковской» и тем самым заставил маму прождать час у метро «Речной вокзал». Она меня всегда встречала из школы и очень волновалась, ведь телефонов не было. А вообще, «Помощь» — это от мамы. Она — пример.

Благотворительность — это ответственность? 

Это норма. А достойная жизнь пожилых людей в нашей стране — ответственность моего поколения.

Взаимопомощь, в том числе и благотворительность, — это то, что должно быть в нас с детства или результат самовоспитания и зрелой осознанности? 

Мне кажется, и так и так. Помощь другому — неотъемлемое свойство души. Иногда можно перестать слышать «зов помощи», но обычно он после долгого затишья обрушивается как снег на голову. Лучше слышать его сразу.

Считаете ли вы, что «Помощь» своей работой несет в том числе воспитательный элемент? 

Для каждого свой.

Помощь — это не слово, а дело.

Насколько часто вы лично общаетесь с подопечными «Помощи»?

Когда есть проблемные кейсы, где требуется мое личное участие. У нас уже порядка 1500 подопечных. Это очень много, и порой нам не хватает времени на семью.

В чем для вас баланс между театральной, актерской деятельностью и благотворительностью?

Это не баланс. Одно дополняет другое. Что-то меняет мир косвенно, а что-то — напрямую.


Катя Мяздрикова, директор проекта «Помощь»

Катя Мяздрикова/Фото: Дмитрий Цой

До того, как оказаться в проекте, вы часто помогали людям?

До проекта «Помощь» я много лет занималась разными социальными и гуманитарными проектами — в области чрезвычайного реагирования, международного сотрудничества, просвещения и образования, культуры и искусства. Все они были нацелены на помощь людям и улучшение качества их жизни. 

«Помощь» изменила что-то в ваших взглядах на жизнь?

Она дала мне возможность посмотреть на мир глазами 20–30-летних людей — представителей «креативного класса». Оказалось, это очень интересный взгляд. 

Какое самое главное качество должно быть в тех, кто занимается благотворительностью?

Чем бы ты ни занимался, главное качество — профессионализм. В этом смысле благотворительность ничем не отличается от других видов деятельности человека. Конечно, если заниматься ею профессионально.

Как организована работа в «Помощи»?

В «Помощи» есть пять основных подразделений: IT-департамент, отдел по работе с фондами, служба логистики, департамент маркетинга и административный отдел.

• IT-департамент занимается разработкой и техподдержкой мобильного приложения и сайта, ведет аналитику по активности пользователей.

• Отдел по работе с фондами занят расширением географии присутствия проекта, подключением новых городов и фондов-партнеров, налаживает коммуникацию с ними для получения документов подопечных, занимается подготовкой историй и фото для подгрузки в приложение.

• Служба логистики обеспечивает ежемесячную доставку помощи подопечным — работает с федеральными и локальными ритейлерами, выстраивает логистические схемы, готовит отчетную документацию, обеспечивает подгрузку накладных и фото в приложение.

• Департамент маркетинга отвечает за продвижение проекта в СМИ и соцсетях, снимает видео и фото проекта, проводит рекламные кампании для привлечения новых пользователей, работает с коммерческими партнерами, обеспечивает постоянное участие попечителей в жизни проекта. 

• Административный отдел обеспечивает юридическое и бухгалтерское сопровождение всех видов деятельности проекта.

Юридической базой проекта является благотворительный фонд «Я в помощь».

Очень важную роль в жизни проекта играет Совет фонда. В него входят известные профессионалы в сфере благотворительности, меценатства, юриспруденции, бизнеса и финансов. Совет — это управляющий орган, который определяет основные стратегические направления развития всего проекта.

Кроме того, проект был бы невозможен без участия наших добровольных помощников в разных городах. Их уже более 600.

Есть история из практики работы «Помощи», которая запомнилась больше всего?

Пожалуй, весь этот год с момента запуска «Помощи» — единая история, в которой каждый день, каждый человек, каждый разговор был важным элементом общей картины, которую мы имеем на сегодняшний день. И ничто не забыто. (Смеется.)

Сталкивались ли вы с предрассудками окружающих за время работы в фонде?

Предрассудки возникают всегда и везде. Причина им — непонимание. Мы стараемся быть максимально прозрачными и понятными, отвечать на все вопросы, какими бы они ни были и откуда бы ни поступали. И часто видим, как отрицание превращается в позитив, а наши критики становятся нашими друзьями!


Маша Вдовина, директор по маркетингу

Маша Вдовина/Фото: Дмитрий Цой

В чем основные сложности в продвижении работы благотворительного фонда?

А я не думаю, что они есть. Да, существуют определенные правовые нормы, которым нужно следовать, но это абсолютно нормально. Скорее всего — поиск верного языка, формата и подхода для коммуникации с аудиторией, но, опять же, я не считаю, что это сложность. Необходимо просто постоянно держать руку на пульсе, чтобы правильно формировать основные коммуникационные сообщения и продвижение в целом. 

Сложность может возникнуть, если ты не знаешь, что продвигаешь. Все очень просто.

Тяжело ли сегодня объединять людей?

Не думаю. Все зависит от идеи, вокруг которой ты это делаешь и формируешь сообщество. И какие импульсы даешь. Если идея понятная и закрывает потребности аудитории — думаю, проблем не должно быть. Главное — удерживать людей вместе, а это уже непросто. Нужно на базе идеи постоянно развиваться.

Какие рычаги вы используете для того, чтобы донести людям информацию о фонде?

Любые инструменты, которые не противоречат нашим базовым ценностям. Сканируем все актуальные инструменты для продвижения и коммуникации, чтобы аудитория не чувствовала разницы между коммерческими брендами и благотворительными проектами. Мы не только некоммерческая организация, а полноценный бренд

Как возникла идея серии роликов «Продуктовый сад»?

Вы даже не представляете, сколько было идей, концепций, сценариев. После того, как мы подошли к отметке «через неделю съемка», благодаря штормингу Никиты Кукушкина и Саши Гудкова родилась концепция этой кампании. А команды Red Pepper Film и «Друг друга», которые стали нашими незаменимыми партнерами, подхватили идею и невероятнейшим образом смогли с нашей командой ее развить и реализовать. 

Ваш любимый ролик в серии?

Юра Борисов, «Яичко».

Какие еще креативные рекламные кампании вы планируете?

Много! Но оставим в секрете. Сейчас мы как раз в стадии съемок следующих рекламных флайтов на два сезона. Могу сказать, что мы продолжаем работать с Red Pepper Film и «Друг друга», а также с Димой Черным и Пабло Рохасом — это стало уже доброй и, кажется, неизменной традицией.


Влад Катая, продюсер

Влад Катая/Фото: Дмитрий Цой

Как вы попали в проект? Занимались ли благотворительностью ранее? 

Меня позвала Маша Вдовина, с которой мы до этого вместе работали. Я согласился не раздумывая, потому что сразу поверил в идею проекта и команду. Благотворительностью занимался лично и адресно, но в этой сфере никогда не работал.

Насколько важно иметь дар убеждения, если занимаешься благотворительностью?

Мне не нравится слово «убеждение», а тем более слово «дар». Благотворительность не столько про убеждение, сколько про умение вдохновлять людей делать классные дела систематически и эффективно. Про возможность дать людям ощущение нужности, причастности, почувствовать радость от реальной помощи... Конечно, если у них есть такая возможность. В конце концов, благотворительность — это привилегия, а не крест. Бренды и меценаты часто оказывают pro bono помощь благотворительным фондам. В рамках такого взаимодействия важно объяснить, почему нам нужна эта поддержка, как именно она будет применена и что даст подопечным. Человек или компания решают передать деньги, физический или интеллектуальный ресурс нам, потому что разделяют миссию и ценности нашего проекта, верят в идею и становятся ее частью.

Насколько вырос масштаб проделанного и объем работы за прошедший год?

За год у нас примерно в семь раз стало больше подопечных, значительно увеличился пул команд, с которыми мы работаем, которые нам помогают. Соответственно, вырос и объем ответственности. Масштаб наших идей и планов, как и раньше, остается необъятным.

Что помогает не выгорать при таком объеме работы? 

Журналист спрашивает у работника НКО, как не выгореть — ха-ха! Четкое разграничение времени на рабочее и свободное, следовать которому, конечно, не получается. И мой котик, зайка, солнышко — правило безлимитного сна. Оно заключается в том, что каждую ночь сон должен длиться восемь часов вне зависимости от любых внешних факторов. Это лично мой прием самосохранения, чтобы быть всегда в ресурсе. 

Как строится процесс коммуникации между разными отделами «Помощи»?

Мы долгое время были стартапом с полным хаосом в работе, правила придумывались и переделывались на ходу. После пары стратегических сессий поняли: так продолжаться не может, пришло время повзрослеть и превратиться в растущий и стабильный продукт. Облачные сервисы, борды для совместной работы и другие IT-инструменты значительно упрощают коммуникацию, онлайн-календари и таск-менеджеры дают возможность качественно планировать, а ежемесячные отчеты синхронизируют направление движения команды.

Что самое главное из того, чему вы научились в работе в фонде?

Могу ответить за себя. Благодаря реализации новых проектов я постоянно учусь чему-то или прокачиваю свои текущие скилы. А если глобально, то научился доносить: сегодня вы можете помочь одному, но очень настоящему человеку.


Вита Колпинова, SMM-менеджер

Вита Колпинова/Фото: Дмитрий Цой

В чем основная специфика и отличие работы SMM благотворительного проекта от любого СМИ, информационного портала или сообщества? 

В обратной связи. Ежедневно в директ приходят восторженные сообщения, где подписчики благодарят за создание проекта «Помощь». Люди счастливы, что у них есть возможность так просто и прозрачно помогать. Это вдохновляет меня каждый день.

Различается ли подход в ведении социальных сетей в зависимости от конкретной площадки?

Мы используем кросс-постинг в инстаграм, фейсбук и ВКонтакте. На ютьюбе и в телеграм-каналах стараемся делать уникальный контент, адаптированный под запросы площадки. Например, на ютьюбе можно увидеть мини-сериал о проекте «ПОМОЩЬ ДОК» или серию видеороликов с подопечными проекта, а в телеграме скачать материалы, чтобы пошерить в своих соцсетях. Нашим основным каналом коммуникации является инстаграм, там удобнее взаимодействовать с аудиторией, получать от нее классный отклик. 

Обращаются ли за помощью в проект через социальные сети? 

Да, подобные сообщения мы получаем ежедневно. В инстаграм чаще всего пишут неравнодушные люди, которые увидели нуждающихся бабушку или дедушку на улице, хотят их подключить в приложение «Помощь». ВКонтакте к нам обращаются даже потенциальные подопечные, узнают об условиях, иногда присылают слова благодарности после получения продуктовых корзин. 

Что для вас значит работа в «Помощи»? 

Возможность чувствовать себя частью чего-то большего, мыслить вне парадигмы «исключительно своей жизни», постоянно учиться новому и работать в команде талантливых специалистов. 

Насколько помогает в работе SMM огласка работы проекта со стороны апостолов «Помощи»?  

Апостолы проекта способствуют продвижению и популяризации «Помощи» своим собственным медиаресурсом. Это положительно влияет не только на статистику нашего аккаунта (охваты, лайки, подписки), но и увеличивает сборы по приложению в целом. К нам приходят новые пользователи в соцсети, знакомятся с проектом и скачивают приложение, делятся информацией о нем с друзьями. Люди начинают понимать, что помощь другому человеку — норма. И перевести любую сумму на продуктовую помощь пожилым людям можно в два клика. 

Вы думали о том, чтобы доносить до своих подопечных те комментарии, которые о них оставляют в социальных сетях пользователи? Ведь пожилые люди бывают одиноки и, наверное, им было бы приятно получить восторженные или воодушевляющие отклики о себе хотя бы в формате распечатки? 

Каждый месяц мы отправляем новые открытки с письмами и пожеланиями от команды и попечителей проекта. Подопечные фотографируются с этими открытками, ставят на видное место и звонят на телефон горячей линии «Помощи» со словами благодарности. 


Женя Ким, руководитель службы логистики

Женя Ким/Фото: Дмитрий Цой

Как вы попали в проект? Занимались ли вы благотворительностью ранее? 

В проект я пришла год назад. Сначала была волонтером в «Доброй машине», а в период пандемии проект искал помощников для формирования первых продуктовых корзин, и я откликнулась. До этого работала исключительно в коммерческих компаниях, но регулярно участвовала в разных благотворительных акциях.

Как формируется продуктовая корзина, сбор средств на покупку которой и организует «Помощь»?

Список продуктов был согласован с фондами-партнерами в самом начале проекта. Мы консультировались по этому вопросу с опытными коллегами, занимающимися продуктовой помощью, и хотели сделать корзину, которая бы полностью соответствовала полноценному рациону пожилого человека. В нашей корзине есть молочные продукты, мясо, рыба, овощи, а также бытовая химия. С ростом городов появилась необходимость в халяльных и кошерных вариантах. 

Есть ли у вас договоренность с какой-нибудь продуктовой сетью? Или покупки происходят спонтанно, в тех магазинах, где это удобно? 

Наш генеральный партнер в категории «продуктовый ритейл» — «Перекресток». 

В чем основные сложности логистики такого благотворительного фонда? 

Мы регулярно мониторим процесс доставки корзин подопечным, и, если что-то возникает, то оперативно реагируем. Основная проблема, наверное, в том, что не во всех городах, а тем более селах и деревнях, есть доставка. Это усложняет развитие проекта в областях.

Насколько, по вашему мнению, заразительна благотворительность и желание помогать другим? 

Я считаю, что «заразиться» желанием помогать нельзя, а вдохновиться можно. Вся команда проекта живет тем, что мы делаем, и это внутреннее состояние — быть в помощь.

Как много волонтеров в «Помощи»? И как происходит их отбор?

Мы регулярно получаем заявки на нашем сайте от желающих помочь. Это действительно здорово, что «Помощь» дает возможность людям участвовать в добром деле. К нам приходят классные ребята: и фотографы, и водители, и разработчики… Можно долго перечислять их компетенции, которыми они готовы делиться и тем самым помогать бабушкам и дедушкам по всей России. Сейчас у нас в базе около 770 помощников, которые поддерживают проект.


Татьяна Чагина, координатор подопечных

Татьяна Чагина/Фото: Дмитрий Цой

Благодаря «Помощи» вы стали больше верить в людей?

Не могу сказать, что стала больше верить в людей, но определенные положительные эмоции в процессе работы у меня добавились.

Как в базу попадают новые подопечные?

Подопечные могут попасть в базу несколькими способами: обратиться через сайт, позвонить (адресное обращение). Очень часто это «сарафанное радио»: доставили знакомым, соседям, друзьям, и появилось желание тоже воспользоваться сервисом. Много обращений стало, когда начали вкладывать открытки с нашими реквизитами.

Насколько быстро на контакт идут пожилые люди?

Все люди разные… Те, кто уже принял решение присоединиться к нашей программе и сам позвонил, более открыты к общению, легко идут на контакт. Но, в любом случае, все очень индивидуально. Расспрашивают, хотят убедиться, что не обман, не подвох. К сожалению, наша категория — это те, кто уже оказывался в числе обманутых, каждый имеет тот или иной отрицательный опыт.

Вы сталкиваетесь с недоверием с их стороны?

Довольно часто. Много вопросов на этапе верификации. Первоначально мы всем звоним, спрашиваем, действительно ли они принимали решение о вступлении в программу, по телефону даем первую информацию, договариваемся о встрече. Затем наши волонтеры приезжают к каждому потенциальному подопечному, подписывают документы, берут интервью, еще раз рассказывают о программе. И все равно, когда начинаем делать доставки, звонят, благодарят и спрашивают, не должны ли они платить, что должны сделать за то, что им доставили продукты, не верят, спрашивают, чем они заслужили такую помощь.

Чему вы научились за время работы в фонде?

Стала терпимее относиться к пожилым. В процессе подготовки документов для внесения их в базу я пишу истории людей, обратившихся к нам. Каждый раз удивляюсь, насколько тяжела судьба, сколько испытаний они проходят, как много реально нуждающихся, как трудно живут.

Как происходит процесс коммуникации между «Помощью» и подопечными?

Процесс коммуникации очень разносторонний. Шаблонов нет. Мы работаем по нескольким направлениям. Чаще всего это телефонные звонки, переговоры. Звоним, чтобы подписать документы, доставить продукты (это наша основная задача), предлагаем нашим подопечным поучаствовать в фотосессиях, мероприятиях, рекламных акциях. Если появляется возможность, приглашаем на экскурсии, концерты, различные мероприятия, которые интересны широкой аудитории, без возрастных ограничений. За несколько месяцев работы подопечные уже привыкают к голосу, ждут звонка, рады слышать, всегда приветливо откликаются. Стараемся осуществлять доставки примерно в одни и те же даты: людям важна стабильность. Они ждут, благодарят. И начинаются звонки «обратной связи» — сообщают, что получили, что понравилось, что нет. Работа, может быть, и несложная, но действительно нужная.

  

Ира Левицкая, начальник отдела регионального развития

Ира Левицкая/Фото: Дмитрий Цой

Как вы попали в проект? 

Я познакомилась с ним два года назад. Никита планировал запускать проект и искал тех, кто смог бы ему в этом помочь. После первой встречи с ним прошел год, а в феврале 2021-го я пришла в «Помощь» для развития регионального направления. Это новый опыт для меня в области социального стартапа.

Занимались ли вы благотворительностью ранее? 

Я 18 лет работаю в некоммерческом секторе в крупных международных благотворительных проектах разного направления: профилактика ВИЧ/СПИДа и информационная кампания; помощь детям, пострадавшим в ходе военного конфликта в Сирии; проекты, связанные с развитием детей и молодежи. 

Насколько активно развивается «Помощь» в регионах страны? 

«Помощь» в этом году активно вошла в регионы. Сегодня проект есть не только в центральной России и крупных городах — таких, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань. У нас уже подключены первые подопечные из Южно-Сахалинска, и на регулярной основе осуществляется предоставление продуктовых корзин в небольшие города Кардымово, Ярцево, Скопин, Батайск и хутор Ленина. Через год после запуска проекта на карте «Помощи» — подопечные из 44 городов. 

Сколько сейчас задействовано регионов? 

Сегодня проект «Помощь» есть в 32 регионах.

Можно ли выделить среди них особенно проблемные — те, в которых тяжелее всего собирать деньги для подопечных? 

Сложнее всего деньги собираются там, где больше всего подопечных. Но мы искренне верим, что любые проблемы — это область для развития. 

Что изменилось в ваших взглядах на жизнь благодаря работе в «Помощи»? 

Менять взгляды мне не пришлось, так как я всегда смотрела в одну сторону с проектом, и его ценности, миссия откликаются внутри меня. Единственное, что я могу отметить, — была искренне рада увидеть молодую команду единомышленников и стать ее частью. Ведь помощь пожилым — это возвращение к нашим корням и общечеловеческий долг.

Чего вы стремитесь добиться в плане регионального развития?

В 2022 году мы продолжим расширять базу подопечных, добавлять новые города и области на карту проекта, но важно соблюдать баланс по сборам.


Павел Симонов, IT-директор

Павел Симонов/Фото: Дмитрий Цой

Как вы попали в проект? Занимались ли вы благотворительностью ранее? 

Попал в проект случайно — увидел сторис Кукушкина о том, что он ищет продакта. Через час уже встретились в офисе. Благотворительностью систематично никогда не занимался, но периодически закидывал средства в фонд Ильи Варламова по восстановлению исторических зданий.  

Вы с самого начала участвовали в разработке приложения «Помощи»?

В проект я пришел, когда уже была собрана логика и отрисован интерфейс. Моей главной задачей был запуск приложения за три месяца на двух платформах: iOS и Android. Это были самые насыщенные событиями 90 дней моей жизни. 

Есть ли в этом приложении что-то, что требует доработки? 

Всегда есть что доработать! Мы же цифровой продукт. Доработка — часть нашей ежедневной работы. Недавно добавили онбординг, а в ближайшее время выкатим систему подсказок. Сейчас мы начинаем разработку новой большой фичи «Я В ПОМОЩЬ» — это отдельный сервис внутри приложения, который позволяет благотворительным фондам и компаниям создавать события и находить помощников для их выполнения.  

Что изменилось в вашей жизни благодаря «Помощи»? 

Да много что. Кажется, что моя жизнь куда-то исчезла. Вместо нее теперь «Помощь», но это мой осознанный выбор. Проект настолько уникальный, что заниматься им невероятно интересно. Также в мою жизнь пришла команда «супергероев без плащей», где каждый вносит мощный профессиональный вклад. Именно команда привела проект туда, где он сейчас. 

Насколько сложным был поиск фирменного стиля проекта? 

Над фирменным стилем работал наш департамент маркетинга во главе с Машей Вдовиной, а также Инджила Самад Али. Девчата проделали колоссальную работу, расщепив на атомы каждое слово и смысл, продумав каждый графический элемент. И это был далеко не быстрый этап, но один из самых важных. Над интерфейсом приложения с первого дня до сих пор трудится Алексей Кухта — настоящий профессионал, который стоит на страже всех наших хотелок и улучшений. 

Какая статистика по приложению сегодня?

За год с момента запуска проекта общая сумма сборов 104 425 496 рублей (Резерв для обеспечения в случаи недосбора, на продуктовые наборы для подопечных, на сопровождение и развитие проекта). 105 299 — установок приложения, 87 805 — платежей через приложение, 80 — регионов присутствия пользователей. 25-34 года — возраст основной аудитории, это 52% процента от всех пользователей. 2 109 рублей — средняя выручка на одного плательщика.

Выражаем благодарность театру Crave за помощь в организации съемки.

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова