Как жить без инстаграма? Представить тяжело. А ведь еще в нулевых никакой инсты не было… Жизнь разделилась на до и после, потому что именно это приложение внесло огромный вклад в дивный новый мир, в котором мы сейчас существуем, как бы высокопарно это ни звучало. История Instagram — это про множество полезных знакомств, успешный питчинг идей, странные инвестиции, отсутствие веры и море удачи.
Началось все с того, что непоседливому студенту Стэнфорда Кевину Систрому очень захотелось создать свое приложение. Причем, что это будет за приложение, было совсем не важно, поэтому сначала он сосредоточился на разработке Burbn — протоинстаграма, который включал в себя некоторые функции соцсетей того времени, возможность фотографирования и геотаргетинга. Если очень коротко, то основная функция приложения заключалась в следующем: ты пошел тусить, нашел классное место, сфоткал, поделился фотками и локацией с друзьями, им понравилось, они пришли туда сами. Даже название было под стать: Burbn — это название бурбона. Целевая аудитория, как и цель приложения, была понятна.
Отчасти Burbn дублировал ранний Foursquare. И еще вагон и маленькую тележку других приложений с похожим функционалом. Поэтому было решено не убивать все силы на то, что вряд ли когда-то взлетит, и придумать что-нибудь другое. Основой нового приложения стали именно фотографии, а главным принципом — простота. Просто было все: и загружать фото, и обрабатывать их. Кстати, первая фотка, загруженная в инсту, выглядит вот так:
Релиз приложения в AppStore состоялся в ночи 6 октября 2010 года. И, как говорится, понеслась… Уже утром об этом написали издания, в том числе TechCrunch. За первые дни существования приложения его скачали 25 тысяч пользователей. Серверы еле вывозили, а команда работала в поте лица, чтобы всю эту красоту не стерла в пыль внезапная популярность.
Если взглянуть на события 11-летней давности, то становится понятно, что не только в простоте дело: ранний инстаграм брал, разумеется, фильтрами. Ведь любой хочет выставить себя в лучшем свете. Это сейчас много говорят о том, что фильтры становятся причиной проблем с ментальным здоровьем, тогда же Первые 16 фильтров имели колоссальный успех.
Стоит отметить, что Instagram запустился в идеальное время, как раз когда настала эпоха смартфонов с камерами. Кроме того, соблюдался принцип MAYA (most advanced, yet acceptable): чтобы понравиться массам, продукт должен быть новым, но содержать следы уже знакомого людям. Чистая новизна людям не нравится, наш мозг консервативен.
Лишь спустя полтора года, в апреле 2012-го, Instagram стал доступен пользователям Android. За сутки его скачали более миллиона раз. И это уже была заявочка, на которую обратил внимание основатель Facebook Марк Цукерберг.
В этой истории много знакомых имен, одно мы уже упомянули. Причем Цукерберг и Систром были знакомы до начала переговоров о покупке Instagram. В далеком 2005 году они уже встречались: первый предложил второму работу в TheFacebook.com, но тот отказался. Остался ли осадочек, судить вам, но Систром на данный момент никакого отношения к Instagram не имеет.
Среди прекрасных персон из мира бизнеса здесь также достоин упоминания Джек Дорси (сооснователь Twitter и сервиса Square). Юный Систром работал стажером под началом тогда еще инженера Дорси в маркетплейсе подкастов Odeo. Когда идея Систрома оформилась в нечто более конкретное, тот представил ее именно Дорси. Джек выслушал и дал ссуду в размере 25 тысяч долларов.
Позже именно Дорси стал первым амбассадором Instagram: он всячески продвигал соцсеть у себя в твиттере. Параллельно он же пытался продать Instagram своему партнеру Эвану Уильямсу, потому что видел в приложении потенциал. Тогда отдел сделок оценил соцсеть в 20 миллионов долларов. Кстати, Дорси удалил инстаграм со своего телефона в 2012 году после покупки соцсети Facebook.
И last but not least… Майк Кригер — еще один инвестор, давший 50 тысяч долларов. Он стал также вторым учредителем в Burbn. Именно с Кригером Систром провел тот самый судьбоносный брейншторм, который показал, куда надо развивать протоинстаграм.
Так что Систром делал Instagram все-таки не один: на разных этапах к нему присоединялись инвесторы и члены его будущей команды, которая на момент самого бурного роста Instagram состояла из четырех человек: менеджер Джош Ридель, комьюнити-евангелист Джессика Золлман и инженер Шейн Суини.
Кстати, именно Суини стал автором знаменитой подписи при обновлении приложения в AppStore: «Исправление ошибок и повышение производительности». Если верить легенде, придумано такое объяснение было, потому что Instagram постоянно обновлялся, и все устали придумывать описание тому, что конкретно было сделано в очередном апдейте.
Копировать Instagram бросились сразу все: на рынок было выпущено внушительное количество дублирующих приложений, и некоторые, надо сказать, получили инвестиции гораздо более внушительные, чем Instagram на старте. Например, PicPlz (кто-то вообще помнит его?) уже в декабре 2010-го получил от Andreessen Horowitz 5 млн долларов. Instagram получил от них же всего 250 тысяч долларов. Инвесторы явно промахнулись.
Есть такой нехитрый фреймворк для масштабирования чего бы то ни было на рынке. В случае Instagram это всего четыре этапа, которые звучат так просто, что зубы сводит:
Приведите толпу пользователей (99% отваливаются на этом этапе);
Заставьте бренды завести у вас аккаунты;
Теперь приводим селебрити;
Вы прекрасны!
Вторым прорывом Instagram стал именно пункт номер 3: когда аккаунты в соцсети завели Снуп Догг и Джастин Бибер, не наблюдалось отбоя от желающих их зафолловить. Как и не наблюдалось отбоя от желающих инвестировать. Среди отличившихся были Эштон Катчер и Джаред Лето, например. Всем было отказано.
9 апреля 2012 года Систром объявил команде о продаже Instagram. Покупателем стал Facebook, а цена сделки составила примерно 1 млрд долларов. К слову, тут все не так просто: Цукерберг предложил Систрому за Instagram не фиксированную сумму, а 1% от акций FB. Сама сделка проходила в районе исторического минимума, так что в итоге сумма покупки составила около 715 млн долларов. Хотя миллиард, конечно, куда звучнее.
Понятно, зачем Цукербергу был нужен Instagram. Он просто видел угрозу. Более того, Марку казалось, что он понимает Систрома, потому что сам однажды оказался в таком же положении. В 2006 году Yahoo предложила за Facebook 1 млрд долларов, и акционеры были за. Но только не Цукерберг. Не забыв об этом, он предложил Систрому независимость в рамках компании.
Надо обратить особое внимание именно на этот прецедент. Facebook не поглотил Instagram в полном смысле этого слова, а интегрировал в компанию. По той же схеме Цукерберг поступил в 2014 году с WhatsApp и Oculus VR. Так, кстати, Instagram пополнил список компаний-единорогов — стартапов с оценкой в 1 млрд долларов. Сначала их было всего 37, потом 84, сейчас несколько сотен.
У Instagram не было бизнес-модели. Но на момент покупки это никого не смущало. Сначала надо было нащупать твердую почву под ногами. Это случилось в 2014 году: Instagram стал популярнее Twitter. Правда, первую тестовую рекламу запустили еще в 2013-м, обкатывая фичу на бренде Michael Kors. Сейчас же каждый четвертый пост и сторис у вас в ленте — рекламные.
Кстати, о сторис. То, что мы с вами публикуем почти каждый день, нагло скопировано у Snapchat. Причем тень приложения так сильно напрягала Цукерберга, что в ходе переговоров о покупке Snapchat он не стал использовать метод кнута и пряника, а начал сразу с угроз. Как вы видите, не сработало.
Систром был против сторис. Но его мнение уже не волновало Цукерберга. В августе 2016 года фича была раскатана сразу на все 500 млн пользователей по принципу YOLO (you only live once). Для сравнения — Facebook обычно тестирует нововведения на 1-2% юзеров. Но тут они явно не прогадали, потому что пользователи моментально оценили штуку.
Чуть позже идиллию в мире розовых пони Цукерберга нарушил инсайт — Instagram стал каннибализировать трафик с Facebook. Это было проблемой. Сначала он заставил Систрома поставить в приложение прямую ссылку на FB. Потом убрал рекламу Instagram со своей платформы. В 2018 году Систром ушел в отпуск по уходу за ребенком, а по возвращении объявил о своем уходе и прихватил с собой Майка Кригера. В том же году Instagram преодолел отметку в 1 млрд пользователей.
Очень не хочется связывать уход основателей с замедлением роста Instagram, но, кажется, что без этого не обойтись. Теперь социальная сеть представляет собой удивительный микс инструментов для самовыражения и маркетинга, который буквально проникает в твою личную жизнь.
Instagram не просто изменил мир, он изменил его под себя. Появились инфлюенсеры, нездоровая тяга показывать только идеальную сторону своей жизни, случился бум на разработку софта для автоматического продвижения аккаунтов. Да что там говорить — даже интернет-маркетинг расцвел буйным цветом. Это только то, что находится на верхушке айсберга под названием «Мир после Instagram».
Лучше всего о состоянии социальной сети расскажут цифры:
По последним данным, MAU (monthly active users) инстаграма составляет 1 млрд пользователей.
DAU (daily active users) — 500 млн пользователей по всему миру.
До 9,5% аккаунтов в инстаграме могут быть ботами; по данным Ghost Data Report, в 2015-м их количество оценивалось в 7,9%.
28,57% всех владельцев смартфонов в мире установили приложение Instagram.
По прогнозу eMarketer, к 2023-му число активных пользователей Instagram составит 1,2 млрд.
Больше всего пользователей Instagram живет в Индии (180 млн), на втором месте оказались юзеры из США (170 млн), далее идут Бразилия (110 млн), Индонезия (93 млн) и Россия (61 млн).
Больше всего подписчиков в инстаграме все еще у Криштиану Роналду (>350 млн).