Обзоры, Кино — 29 апреля 2020, 23:53

Уме Турман — 50: не только «Криминальное чтиво» и «Убить Билла»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Ума Турман хороша везде, где бы она ни появлялась. Всегда разная, всегда Ума. Муза Квентина Тарантино из двух его самых поп-культурных фильмов, муза двух нижегородских бардов, назвавших группу в ее честь — Uma2rman. Героиня, с которой мы прошли нулевые, и слегка пропавшая в десятые. Звезда внушительного размера ноги и необъятного таланта. Мы выбрали для вас 11 важных фильмов из карьеры Умы. Спорим, половину вы не видели?


«Поцелуй папочку на ночь» (Kiss Daddy Goodnight, 1987)


Дебют Умы состоялся в слегка экспериментальном b-movie австрийца Питера Илая Камера. Турман играет девушку по имени Лора, клофелинщицу, грабящую богатых мужчин за сорок. Примечательного в этой картине много. Во-первых, сама Ума, набоковская Лолита в самых разных ипостасях, как и подобает опытной мошеннице. Один из ее образов — черный парик, который, скорее всего, видел и Тарантино, нарядивший Уму в точно такой же в «Криминальном чтиве». Во-вторых, «Поцелуй папочку на ночь» в странном виде и черная рождественская сказка. В-третьих, в крошечной роли тут появляется и Стив Бушеми в свой еще «доджармушевский период».


«Джонни, будь хорошим» (Johnny Be Good, 1988)


Школьная спортивная комедия, в которой Уме досталась роль Джорджии, девушки главного героя, талантливого игрока в американский футбол — Джонни Уолтера (Энтони Майкл Холл). «Джонни, будь хорошим» — квинтэссенция романтики 80-х: спорт, чирлидерши, гаражный рок, Боуи и Синатра, звучащие на фоне, стильные бомберы, поцелуи на качелях, кинотеатры для автомобилей. Без Тарантино тут, кстати, не обошлось. Вполне вероятно, Квентин тащился от сцены, где Ума кладет своему экранному парню ступню в рот, а затем этот образ возвел в абсолют уже у себя. Из бонусов — в «Джонни» идиотски кривляется юный Роберт Дауни-младший, а на финальных титрах звучит Johnny B Goode Чака Берри. Красота.


«Генри и Джун» (Henry & June, 1990)


Париж, 1931 год. Известный американский писатель Генри Миллер (Фред Уорд), еще будучи не очень известным американским писателем, пишет свой главный роман жизни «Тропик Рака». Он женат на Джун (Ума Турман), притягательной танцовщице. В жизнь семьи Миллер вторгается Анаис Нин — писательница, влюбившая в себя по очереди и Генри, и Джун, а затем разрушившая их брак. Турман в картине Кауфмана немного, но каждое ее появление крайне эмоционально. Кино основано на многочисленных дневниках самой Нин и несколько застревает между чисто синефильским удовольствием, цитирующим «Под крышами Парижа» Рене Клера и «Страсти» Жанны Д’Арк» Карла Теодора Дрейера, и дотошной качественной экранизацией женской бульварной эротической литературы. Но главное здесь (помимо Турман) — это классная химия в треугольнике Генри-Джун-Анаис, и исполнительница роли Анаис, актриса Мария де Медейруш, которую оценил и Тарантино (вероятно, посмотревший все фильмы с Умой Турман!!!), пригласивший ее в компанию к Уме в «Криминальное чтиво».


«Бешеный пес и Глори» (Mad Dog and Glory, 1993)


Гангстерская мелодрама Джона МакНотона, кино, которое запросто бы примкнуло к веренице картин-городов Вуди Аллена. К тому же действие здесь происходит в любимом Алленом Нью-Йорке. Незадачливый и чуткий полицейский Уэйн (Роберт Де Ниро) спасает жизнь мошеннику Фрэнку (Билл Мюррей), и тот в качестве подарка новообретенному другу присылает симпатичную девчонку Глорию, которая оказывается умнее и интереснее, чем поначалу кажется Уэйну. Картина деконструирует образы «крутого парня» Де Ниро и «романтика-комика» Мюррея, меняя героев местами. Но если «Бешеный бык»/«Бешеный пес» — это прямо-таки из совсем очевидного, то внутри у фильма гораздо больше. Персонаж Де Ниро, мечтающий быть фотографом и развесивший разные снимки по своей уютной нью-йоркской квартире, разговоры на пустом авеню после полуночи, маленький олень из воспоминаний, возникающий как в сновидении. И, конечно, Ума. Чуть ли не в лучшей своей роли. А вообще, «Бешеный пес и Глори» — возможно, самый светлый фильм про гангстеров и копов на Земле и ужасно милое напоминание из 90-х о том, что «I wanna know, what love is».


«Даже девушки-ковбои иногда грустят» (Even Cowgirls Get the Blues, 1993)


Девчонка по имени Сисси (Ума Турман) — автостопщица с врожденным недугом в виде огромных больших пальцев на руках. Стало быть, автостоп — ее призвание. Для Ван Сента это кино очень необычное, кроме прекрасного поэтического названия, ковбойского сеттинга и любви к коммунам. Из чистокровного Ван Сента здесь разве что тот факт, что кино существует будто в отрыве от эпохи. И, конечно, квир. Джон Херт с накрашенными ногтями на руках приплыл сюда будто из Терри Гиллиама или Джона Уотерса. Юная Сисси примыкает к феминисткам, которые борются со злыми корпорациями, по их мнению, виновными в исчезновении американских журавлей. Сисси на протяжении всей картины борется только с собственными пальцами и ищет место в жизни, но находит лишь старого мудрого индейца.


«Бэтмен и Робин» (Batman & Robin, 1997)


Фильм Джоэла Шумахера заслуживает отдельного упоминания. Бесстыдное по своей природе гей-муви под маской кинокомикса совершило настоящую диверсию со вселенной Бэтмена. Арнольд Шварценеггер в роли голубого (в прямом смысле) суперзлодея мистера Фриза, костюм супергероя с выраженными сосками, камера, объедающая Джорджа Клуни со всех сторон и, конечно, феноменальная суперзлодейка, госпожа-обольстительница Ядовитый плющ (Ума Турман). Мульт-путешествие в клуб «Ректум» в латексных перчатках, 10 номинаций на «Золотую малину» и культовый статус самого ненавистного фильма про  Бэтмена у фанатов вселенной DC. Тем не менее Ума Турман — идеальная Ядовитый Плющ. Сам фильм, впрочем, до последнего не оставляет своего квир-настроения и, правда, никоим образом не выпадает из фильмографии мистера Шумахера. На финальных кадрах, когда звучит фраза про то, что «все теперь партнеры» и «понадобится пещера попросторнее», большая и волосатая рука Клуни ложится сверху на остальные, и кажется, что еще чуточку и начнется фильм Брюса Ла Брюса. Но начинаются титры. Хотя всегда можно поставить с начала!


«Ватель» (Vatel, 2000)


Франция, 1671 год. «Король Солнце», Людовик XIV (Джулиан Сэндс) в сопровождении свиты приезжает в замок принца Де Конде (Джулиан Гловер). С организацией праздника принц обращается к своему дворецкому, талантливому человеку на все руки Франсуа Вателю (Жерар Депардье), которому предстоит влюбиться в прекрасную Анну де Монтазье (Ума Турман), последнюю любовницу короля, а ей, в свою очередь, поддаться ответному чувству. Помешает любовной связи не только разница в происхождении сословий, но и мерзкий маркиз в исполнении Тима Рота. Турман, не секрет, очень к лицу исторический сеттинг, это стало понятно еще в «Опасных связях» Стивена Фрирза, где совсем юная Ума вжилась в роль Сесиль де Воланж. Нечто неуловимо французское проскальзывает в ее тонком длинном носе и пальцах, согласитесь. В манере аккуратно бросать хищный взгляд и произносить слова о том, что только что она заставила ветер перестать дуть под сенью склонившихся деревьев.


«Пленка» (Tape, 2001)

Два друга из колледжа неожиданно встречаются в отеле. Один из них – Винс (Итан Хоук) — бездельник, второй — начинающий режиссер Джон (Роберт Шон Леонард). Выясняется, что когда-то Джон, кажется, изнасиловал их общую знакомую Эми (Ума Турман). И вскоре Эми приходит в номер. 50 минут снимать кино так, чтобы мысль об изнасиловании не сдвинулась никуда, но разговор при этом не сворачивал и не бесил — так умеет, кажется, только Линклейтер. Это не самый удачный его фильм, но Ума здесь дает показательный acting, который можно посоветовать многим актрисам наблюдать в качестве вдохновения для видеовизиток. Настоящий голливудский мастер-класс, дополненный цифровым шармом бюджетной картинки и симпатичным луком из 2001 года.


«Мгновения жизни» (The Life Before Her Eyes, 2007)

Прошло пятнадцать лет после массового расстрела в одной американской средней школе, но Диана (Ума Турман) все никак не может забыть тот кошмарный день. Ведь тогда террорист поставил ее перед выбором: она или ее подруга. Во втором голливудском фильме Вадима Перельмана — режиссера сериала «Измены» — действительно слишком много железобетонного для истории про поэзию и живопись, жизнь и смерть, и вообще в целом он похож на упрощенную женскую версию «Донни Дарко». Чего у «Мгновений жизни» не отнять, так это сильного перформанса Турман, играющей фрустрированную мать. Прямо доказательство того, что даже не в лучшем кино замены Уме не найти. 


«Нимфоманка: Часть 1» (Nymphomaniac: Vol. I, 2013) + «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built, 2018)

Особое место Ума Турман занимает в фильмографии Ларса фон Триера, хоть и оба ее появления у него эпизодические. Миссис Эйч в «Нимфоманке» и Леди №1 в «Джеке». Эмоционально неуравновешенная жена и чересчур общительная попутчица. Две синусоиды психических конвульсий, два вектора истероидности. Удивительный накал, протянутый через оба фильма и будто нарочно заброшенный Триером в «Доме, который построил Джек», словно давно работающая от розетки гирлянда в итоге под ударом героя Мэтта Диллон дает короткое замыкание. И что характерно, именно роль в «Джеке» — последнее на сегодня экранное появление Умы в Каннах.


Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина