«Искушение» (Benedetta) — фильм открытия
Бенедетту (Виржини Эфира) отдали в монастырь в детстве. При рождении девочка чудом выжила, и взамен отец пообещал свою дочь Господу. Но мало отдать ребенка на попечение церкви, за содержание нужно ежегодно платить. «Богатому в царство небесное не войти», — учтиво замечает настоятельница, усмиряя купеческую жадность. Спустя годы смиренной Бенедетте стали приходить видения, в которых Иисус то призывал ее к себе, то лихо разрубал ополчившихся на девушку змей. Вскоре на ладонях Бенедетты появляются стигматы, она начинает говорить от лица Бога, вокруг растет культ тех, кто верит в ее избранность (и тех, кому это выгодно). Единственное, что способно скомпрометировать монахиню, — это любовная связь с другой послушницей, юной Бартоломеей (Дафна Патакия). И этим вскоре непременно воспользуются.
Пламя подавленной сексуальности Бенедетты разгорается по мере познания собственной плоти. Экстаз религиозный в «Искушении» неотделим от оргазма. Любые следы свыше — результат проникновения, которое приносит Бенедетте удовольствие (моральное) не меньше, чем от любовных утех. Героиня обретает самость, игнорируя боль, которую должно испытывать ее тело. Приняв за аксиому поучение о том, что единственный путь к познанию Христа — страдание, Бенедетта смиренно подвергает испытаниям других, так как в своей избранности не сомневается. «Тело — наш враг», — наставляет одна из монахинь. Режиссер Верховен, возведший телесность в творческий метод, последующие полтора часа с нескрываемой иронией опровергает как эту, так и другие крайности догматики.
Бенедетта — очередная умная блондинка, знающая себе цену и следующая в фильмографии голландца за Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта» или Номи Мэлоун из «Шоугелз». Верховен перебирает свои прошлые фильмы (часто ссылаясь на «Плоть + Кровь»), но итогов не подводит. Средневековье для режиссера — среда комедии абсурда. Пытки монструозными железками. Лечение отваром из мака. Завораживающая легкость, с которой нунций подписывает приговор о сожжении на костре. Верховен не ерничает, не лжет и не сводит конфликт отношений Бенедетты и Бартоломеи к бесстыдной эротической эксплуатации. Скандальность «Искушения» в большей степени в голове зрителя. Верховену интересна природа фанатизма. Несмотря на религиозный скептицизм, режиссер восхищается упорством своей героини: она готова идти до конца. Вне зависимости от того, что ею руководит, провидение или расчет, ведь вера равна свободе, даже в лишении. Остальные акценты за Верховена расставляет время: с момента запуска «Искушения» до сегодняшнего дня охота на ведьм и вспышка чумы стали читаться весьма двусмысленно.
«Герой» (A Hero)
Рахим (Амир Джадиди) — нищий каллиграф без перспектив в жизни. Единственная возможность разбогатеть обернулась крахом: партнер по бизнесу сбежал, присвоив занятые у кредиторов деньги. Бывший тесть оплатил непогашенную ссуду, но Рахиму от этого не легче — обязательства есть обязательства. Каллиграфа ждет долговая тюрьма. Отведенная на уговоры тестя об отсрочке увольнительная результата не приносит. Девушка Рахима (Сахир Голдуст) находит сумку с золотыми монетами. Прикинув, что суммы не хватит, мужчина, недолго думая, заявляет о находке, а владелица через пару дней ее забирает. Из этой истории наскоро делают телевизионную сенсацию, удивляясь честности заключенного. Для должного эффекта Рахиму требуется немного солгать, чтобы выставить себя героем.
Легко манипулировать общественным мнением, но не системой — достаточно огульного доноса, и разжалобить условного чиновника не смогут ни женские слезы, ни праведный гражданский гнев. Фархади возвращается в Иран экспортировать специфику народного менталитета, непримиримую ко лжи и выстроенную на незыблемых моральных устоях. Любой компромат — это позор, бедность не порок, но хорошей жизни хочется всем и каждому. Всеобщее порицание сметет любого, даже самого храброго. А лучшие люди, как полагается, среди низов, простые работяги: таксисты и продавцы.
Фархади не терпит полумер, теперь в его поле зрения человек, маленький, жалкий, но способный к внутренней перемене. Мужества в Рахиме, казалось бы, немного, даром бывший тесть на дух не переносит (и глазом не моргнет, расскажет заодно какую-нибудь гадость). Но Фархади уверен, какую выгоду ни ищи, судьба всех рассудит. Режиссеру ощутимо проще работать на родине, в его исполнении архетипическая расстановка — инертные мужчины, решительные женщины, уместна именно что в Иране. «Это нормально вернуть чужую сумку с деньгами!» — недоуменно восклицает Рахим, встречая удивленные взгляды тех, кто этого никогда не сделал бы. Режиссер утрирует сложносочиненную ситуацию, наверное, чтобы лишний раз проиллюстрировать идею о том, что настоящий экран — не телевизионный, а дверной проем, где протекает реальная жизнь.
Дата показа: 23 августа в 21:00
«Мазершмакерс» (Fils de plouc)
Великовозрастные братья-долбо@#ы Иссахар (Макси Дельмель) и Забулон (Харпо Гит), без дела слоняясь по городу, решают зайти в супермаркет, чтобы поглазеть на еду (денег все равно нет). Привязав любимого пса своей матери к фонарному столбу, братья направляются навстречу судьбе, хотя в жизни забот и без того предостаточно. Разорвав пачку сарделек, подравшись с охранником, сбежав из подсобки и, наконец, оказавшись в другой части города в гостях у приятеля, братья напрочь забывают о своем питомце. Вернувшись домой, мать (Клэр Бодсон) устраивает Иссахару и Забулону скандал: если в течение суток они не вернут собаку домой, то окажутся на улице.
Дата показа: 25 августа в 22:00
Место преступления — пляж на Куршской косе. Почерк убийцы, зверски изуродовавшего тело юной девушки, напоминает происки известного серийного маньяка. Двадцать лет назад дело так и не раскрыли — расследование прекратили, всех причастных сократили. Новое время требует героев, неравнодушных к случившемуся. На Куршской косе встречаются два одиночества. Журналист (Александр Горбатов), что вел прямые телевизионные эфиры, удерживая на телефоне того самого убийцу. И следователь (Линда Лапиньш): женщина принципиальная, въедливая, неуступчивая, но, очевидно, заинтересованная больше любого другого случайного полицейского.
Калининград — русское «не здесь», инопространство, наша Скандинавия, где вместо снега песок, а люди думают немного иначе, чем в других больших городах. «Коса» — сериал Игоря Волошина («Нирвана», «Я»), в котором сразу несколько детективных традиций (американская, норвежская, отечественная) сводятся к общему знаменателю.
Дата показа: 24 августа в 20:00