Рецензии, Кино — 10 июля 2021, 22:30

Скарлетт Йоханссон слагает доспехи. Рецензия на «Черную вдову»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
На российских экранах — «Черная вдова», открывающая четвертую фазу кинематографической вселенной Marvel. Поэтического и кинематографического прощания, достойного Берлинского кинофестиваля, как в случае с «Логаном», не вышло, но посмотреть кино все-таки, пожалуй, стоит. О «Черной вдове» — Денис Виленкин.

Огайо середины 90-х. Двое детей с папой (Дэвид Харбор) и мамой (Рэйчел Вайс) в спешке удирают от федералов, ловко меняя разваливающийся автомобиль на взмывающий в небо кукурузник. Дальше — срыв покровов. Мама не мама, папа не папа, семья не семья, а русские — шпионы. Разлученные в детстве фиктивные сестры Елена (Флоренс Пью) и Наташа (Скарлетт Йоханссон) встретятся спустя десятки лет в просторной квартире в Будапеште, чтобы повозить друг друга за волосы по кухонному гарнитуру, а после чуть не придушить друг друга шторой.

Первые 50 минут действительно не на шутку увлекают. Тут и восхитительный, пусть и подзатянутый, пролог под кавер на Smells Like Teen Spirit, и масштабные схватки в Марокко и упомянутом Будапеште, и аскетичные скандинавские посиделки Черной вдовы перед ноутбуком в фургончике, и первая встреча с на первый взгляд довольно каноничным злодеем Таскмастером. 


Оператор Габриэль Беристаин, в 1986 году снимавший «Караваджо» Дерека Джармена, классно ловит блики и находит непривычные для Marvel ракурсы. Позже возникает сцена вызволения папаши, по совместительству бывшего супергероя — Красного Стража (Дэвид Харбор), из сибирской тюрьмы, и фильм просто-напросто поглощает comic relief. Обрюзгший Красный Страж разбазаривается зековскими прибаутками, пытается влезть в тесный комбинезон, хлещет водку — в общем, всячески оттягивает на себя внимание. С другой стороны, это самое внимание, как замечают и заокеанские критики, крадет Флоренс Пью. Ее Елена, героиня трагической судьбы, прошедшая через страшную Красную комнату, пытается обрести себя после адских экзекуций по стерилизации и прочих вещей не для рейтинга 12+. И долгожданный сольный фильм о Наташе Романофф все равно оказывается тим-апом о супергеройской команде. Почему весь фильм не мог состоять из борьбы Черной вдовы с призраками прошлого на фоне минувшей супергеройской гражданской войны — загадка. Такая же, в общем-то, как и приглашение на режиссерский пост австралийки Кейт Шортланд, которой просто не дают развернуться со своим арт-видением в предсказуемом, пусть и оригинальном сюжете про поехавшего миллиардера Дрейкова (Рэй Уинстон), годами похищавшего девушек со всего света с целью создания из них идеальных убийц. 


Понятно, что в нынешних реалиях марвеловская модель взять женщину-режиссера и сделать кино про супергероя на переосмысленную тему женского рабства — дело максимально привлекательное, но, к сожалению, студийные боссы в случае «Черной вдовы» не могут нащупать верную интонацию, боятся серьезности, впихивают монолог про удаление матки между прибаутками Красного Стража и лишают всяческой возможности переживать за героев.

 

Есть, конечно, и вещи абсолютно невластные над временем, а оттого замечательные: нестареющая курносая Йоханссон, в смешной позе эффектно приземляющаяся на землю, красиво стареющая Рэйчел Вайс, прекрасно невменяемые драки в воздухе, Ольга Куриленко, которую приятно видеть в любом экшен-фильме. Однако все эти аргументы ни в коем случае не оправдывают упущенную возможность снять достойную картину-прощание с одной из ключевых героинь «Мстителей», которая примерно десять лет шла к сольнику, где рвал и метал бы об утраченных советских иллюзиях очередной бесячий супергерой с обоймой стендапов наперевес. 

Плохим фильмом «Черную вдову» обозвать тоже не выйдет. На фоне мегаломанского лохотрона имени Тайки Вайтити «Тор: Рагнарек» и филлерного и вторичного «Человека-муравья и Осы» «Черная вдова» — все же эффектный шпионский (с точки зрения жанра, но не содержания) боевик. Главная его задача — начать четвертую фазу в кинематографической вселенной Marvel и ввести героиню Пью, которая через полгода будет орудовать в сериале «Соколиный глаз». С точки зрения бизнеса это перевешивает любые другие фанатские задачи картины. Спасибо за появление Таскмастера. И бесконечно жаль, что мы не увидели Красное Динамо, Снапдрагон, Мадам Гидру и Меченого (кстати, на него в исполнении роскошного Колина Фаррелла можете посмотреть в незаслуженно побитом критиками «Сорвиголове»). Герои, которые могли внести мощный драматический посыл, остались на страницах комиксов, ну а с «Черной Вдовой» попрощаемся.


Новости — 13:50, 20 сентября
Метафоры и злободневность: Кишлак выпустил сингл «Отмена»
Новости — 11:35, 20 сентября
Отсылки к фильмам Тарантино в новом альбоме Zoloto «Перевоплотиться»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»