Интервью, Кино — 16 июня 2021, 08:36

Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой

В этом году филиппинский режиссер Брийанте Мендоса стал председателем жюри 43-го Московского международного кинофестиваля, который, в отличие от Каннского (отмененного в 2020-м) и Берлинского (перенесенного в этом году в онлайн), все-таки прошел офлайн. Горькая ирония при этом, что Мендоса заболел коронавирусом и был вынужден остаться дома. Сейчас с ним все хорошо, он здоров и работает над проектом для Netflix. Кинокритик Иван Афанасьев связался с Мендосой и попросил рассказать об опыте участия в ММКФ и особенностях национального кинематографа.

Каковы ваши впечатления от ММКФ?

В силу моей ситуации мне пришлось остаться дома, так что оценить организацию фестиваля в полной мере я, к сожалению, не смог. Но очевидно, что ММКФ — большое и важное статусное мероприятие мирового значения. Для меня это совершенно особенное событие, ведь до этого я участвовал во всех крупнейших смотрах мира (Каннский, Берлинский, Венецианский), однако в качестве председателя жюри на фестивале А-класса был впервые. Вдобавок ко всему, один из моих последних фильмов попал в прошлом году во внеконкурсную программу, а в этом году мой фильм «Мама Роза» (Ma' Rosa) взяли в программу специальных показов, за что я невероятно благодарен организаторам.

Насколько просмотр фильмов на малом экране меняет восприятие от конкурсных картин? Сложнее ли вам было их объективно оценивать? Как складывалось ваше общение с коллегами?

Мы же понимаем, фильмы и правда надо смотреть только на большом экране, но я, отсмотрев всю программу у себя дома, в общем-то, очень доволен. С коллегами мы отлично дискутировали, онлайн не испортил впечатления. Все картины разнообразные, яркие, были более слабые и более сильные, но главное, как и на любом фестивале, — это разнообразие. Особых тенденций отметить не могу. К счастью или сожалению, практика просмотра кино как ритуала забывается массовой публикой. Филиппинцы ходят в кинотеатр в торговом центре не только ради фильма, это лишь одно из их дел: сначала они идут в кино, потом едят, делают покупки. 

Ваши фильмы — всегда жесткое зрелище: трущобы Филиппин, маргиналы, ручная камера, имитирующая документальное кино. Как вам удается забираться в такие места, где страшно с телефоном ходить, не то что с камерой, и снимать таких людей, с которыми неуютно в одном помещении находиться?

Никакого секрета нет. Съемки кино почти всегда подразумевают зарплаты тем, кто в них участвует. В бедных районах Филиппин всем нужны деньги. Люди с удовольствием соглашаются на разную работу и предоставляют свои дома, магазины и другие места для съемок. На Филиппинах съемки кино — это диковинка, праздник: немало тех, кто хочет поучаствовать в них вообще бесплатно. Мы проводим кастинг, и на него приходят самые разные люди. Например, человек с необычной татуировкой может оказаться бывшим (а то и действующим) членом каких-нибудь банд. Очевидно, сыграть бандита он сможет лучше, чем самый профессиональный актер.

Брийанте Мендоса/фото: Getty Images

В последние годы вы делаете более «массовые» фильмы, дистанцировавшись от своего прежнего, «экстремального», метода съемки, как, например, в картине «Бойня» (Kinatay). Хотите попробовать поработать с чем-то совсем легким: комедией или мюзиклом?

Очень хочу. Чего я точно не хочу — это зацикливаться на том жанре, которым чаще всего занимаюсь. Сейчас я снимаю фильм как раз легкого жанра — спортивный, о человеке с ограниченными возможностями, который не унывает.

Что происходит с филиппинским кино в последнее время?

До пандемии было много молодых режиссеров: наше кино прорвалось за рубеж, фильмы начали показывать на фестивалях. Но так было до пандемии. Сейчас, конечно, все остановилось: на Филиппинах и так непросто снимать, а тут молодым и вовсе закрылась дорога. Так что нам остается лишь адаптироваться — учиться работать с меньшими бюджетами, меньшими выразительными средствами. В период COVID-19 снимать становится очень дорого. Поэтому приходится изощряться и выкручиваться.

Способно ли филиппинское кино выйти на мировой рынок? За исключением трех ключевых персоналий, которые уже там: вы, Лав Диас и Райя Мартин.

Несмотря на то, что я сказал выше, сейчас ситуация с кино все равно несравненно лучше, чем раньше, как минимум из-за поддержки правительства, которое в последнее время обращается к нам все чаще. И я не только про себя, Лава и Райю — поддерживают и молодых кинематографистов. Но, повторюсь, в силу пандемии сейчас мало что можно сделать. Даже правительство не в состоянии ничем помочь, и я не могу его винить: так дела обстоят во всем мире. Надеюсь, когда все наладится, мы сумеем вернуться к старой модели производства, и жизнь пойдет дальше. Скажу только одно: в любых условиях нужно оставаться креативным. Талантливый человек найдет возможность высказаться, и появятся те, кто сможет ему помочь.



Фото: Getty Images
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More