«Мейнстрим» — куда более экспериментальный фильм, чем ваш дебют. Чего в нем только нет: и титры из немого кино, и отсылки к «Аду» Анри-Жоржа Клузо, «Телесети» Сидни Люмета, эстетике пост-интернета… Как вы пришли к такому эклектичному визуальному решению?
В первую очередь я следовала за настроением фильма. С самого начала хотела придать осязаемость нематериальному цифровому миру — сделать его красивым и кинематографичным, немного сюрреалистическим. Для этого, помимо прочего, нужно было поэкспериментировать с компьютерной графикой.
Может быть, вам помог стать свободнее опыт создания музыкальных видео (для Карли Рэй Джепсен, Ива Тьюмора, Соко. — Прим. SRSLY)?
Да, не исключено. Наверное, у меня просто в голове есть идеи, которые я хочу визуализировать. Черпаю вдохновение из искусства, фотографии, литературы и всегда пытаюсь оживить образы, роящиеся у меня в сознании. В этом случае мне хотелось сделать нечто импрессионистическое. Цифровой мир — часть нашей повседневной жизни, но он находится внутри девайсов, его невозможно пощупать; я хотела высвободить его и показать присущие ему эмоции.
Много параллелей было проведено между «Пало-Альто» и «Девственницами-самоубийцами» (фильмом тети Джиа Копполы — Софии Копполы. — Прим. SRSLY). Вы и сами сделали прямую ссылку на фильм, повесив постер «Девственниц» в комнате протагонистки Эйприл в исполнении Эммы Робертс. Если «Пало-Альто» — это ваши «Девственницы-самоубийцы», можно ли «Мейнстрим» считать вашим собственным «Где-то» (оба фильма посвящены славе) или, может быть, вашим собственным «Элитным обществом» (оба фильма посвящены аферистам)?
(Cмеется). Ну уж нет, моя тетя — это моя тетя, а я — это я. Я большая поклонница ее фильмов, и мы кровные родственницы, поэтому, возможно, есть определенные вещи, которые интересуют нас обеих. Но я не пыталась повторить то, что сделала она. Я просто слежу за ее творчеством и нахожусь под определенным влиянием от него.
В обоих ваших фильмах в качестве антигероев фигурируют проблематичные мужчины: Фред в «Пало-Альто» и Линк в «Мейнстриме». Что привлекает вас как режиссерку в такого рода персонажах?
Я получаю огромное удовольствие от работы с подобными героями — дикими, сумасшедшими — и веселюсь, наблюдая за тем, как актеры развлекаются с таким материалом. Один из моих любимых актеров — это Николас Кейдж: я обожаю его раскованность и неистовость. Я подумала: здорово будет посмотреть на то, как Эндрю, которому обычно не перепадают такие роли, полностью раскрепощается.
А Гарфилд импровизировал или по большей части играл по сценарию?
Он много импровизировал — мы годами обсуждали и прорабатывали этот проект, вместе писали сценарий, Эндрю оставил в нем большой след. Сценарий можно использовать как своего рода партитуру, которая направляет движение импровизации.
Самая запоминающаяся сцена фильма — не только для меня, но, судя по всему, и для зрителей в целом — это пробежка героя Эндрю Гарфилда по центру Лос-Анджелеса с накладным пенисом. Были ли люди в кадре готовы к этому?
Нет, поскольку у фильма был небольшой бюджет, нам пришлось застать всех врасплох! А кроме того, пранки, как мне кажется, составляют важную часть культуры инфлюенсеров, поэтому мы постарались, чтобы все было как можно аутентичнее. В сценарии эта сцена была гораздо скромнее, но Эндрю предложил ее расширить и в конечном итоге пробежался по Голливудскому бульвару в чем мать родила.
Лично мне, хоть я и соотносил себя больше с Тедди и Эйприл, Фред показался самым интересным героем «Пало-Альто». Он еще и самый конфликтный персонаж, поскольку в фильме есть прозрачный намек на то, что Фред был подвержен сексуальному насилию со стороны своего отца. Как вы думаете, у Линка, который в чем-то очень похож на Фреда, тоже есть какая-либо травма?
Думаю, да. Размышляя над каждым персонажем, обычно ищешь их корень, их начало — думаешь над тем, каким было их путешествие и что привело их к нынешнему поведению. Обычно люди так себя ведут потому, что у них есть некая травма. Плохими от природы не рождаются. Обычно к этому что-то приводит.
Просто мы ведь почти ничего не знаем о Линке — только что у него (внимание! спойлер) богатая семья.
У нас была пара идей насчет его прошлого, но в итоге мы решили ничего не рассказывать и оставить лишь небольшие намеки. В каком-то смысле это иллюстрация того, какое огромное значение мы придаем людям, не имея ни малейшего представления о том, кто они такие.
В «Пало-Альто» свои первые роли сыграли Маргарет Куэлли и Джек Килмер, а в «Мейнстриме» свою первую главную роль в кино исполняет Майя Хоук. Что вас привлекает в работе с новыми или относительно новыми лицами?
Знаете, у меня к ним естественная тяга. Для роли Тедди (персонажа Джека Килмера в «Пало-Альто». — Прим. SRSLY) я провела пробы со множеством актеров-подростков, но идеально подошел именно Джек, потому что он и в самом деле был простым подростком, нисколько не заинтересованным в карьере актера. Ему нравилось гонять на скейте, рисовать, слушать музыку — этим и занимается его персонаж. В молодых людях, которые только начинают, отсутствует наигранность.
То есть вас привлекает отсутствие актерских клише и естественность их игры?
Да, а еще то, насколько интересны молодые люди — их бесстрашие и стиль, то, как они смотрят на мир.
В «Мейнстриме» на правах камео появились настоящие онлайн-знаменитости Хуанпа и Джейк Пол, а также популярные мейкаперы Patrick Starrr и Desmond is Amazing. Вдохновляетесь ли вы сами интернет-звездами?
Для написания сценария мне нужно было узнать много нового — например, как технологии влияют на нашу психику. Но мое внимание также привлекла новая разновидность звезд — я не совсем понимала, в чем суть их контента и почему он привлекает стольких зрителей. Окунувшись в этот мир, я познакомилась с людьми, которые оказались чрезвычайно интересными и чья точка зрения была для меня весьма неожиданной.
А у вас есть любимые интернет-звезды?
Я уже не так за ними слежу, поскольку завершила фильм и как бы вынырнула из этого мира, но подписана на много аккаунтов в инстаграме для визуального вдохновения: например, @decorhardcore или @somewheremagazine. А вот каких-то конкретных людей назвать не могу… Разве что комедиантку Хлою Файнман (@chloeiscrazy) — мне нравится то, что она делает.
Да, я ее тоже обожаю! Мне вообще нравится новое поколение комедиантов вроде Патти Харрисон и Коула Эсколы.
Мне кажется, эта платформа здорово подходит для комедийных скетчей.
«Мейнстрим» — ваше второе сотрудничество с операторкой Отем Дюральд, композитором Девом Хайнсом, более известным по проекту Blood Orange, и актрисой Коллин Кэмп — ветеранкой комедийного жанра, которая появляется в роли эксцентричной иллюзионистки. Это ваша большая киносемья, верно?
Последний вопрос на засыпку: что бы выбрали лично вы — телефон или честь? (имеется в виду одноименная викторина в «Мейнстриме». — Прим. SRSLY)
Хороший вопрос! Я провожу в телефоне немыслимое количество времени, но, учитывая сюжет фильма, наверное, все-таки выбрала бы честь. Я скучаю по времени, когда смартфоны играли куда меньшую роль в нашей жизни. Теперь уже сложно себе представить, что когда-то можно было перемещаться по городу без Google Maps и поддерживать связь с родителями без телефона. Мы живем в уникальное время.