Интервью, Интервью — 31 мая 2021, 15:18

Делай грязь, брат. Интервью с qurt — новым артистом лейбла Musica36

В мае в сети много шума наделал новый коллаб Скриптонита с qurt: они выпустили песню «Сумка», в которой смачно поэкспериментировали над своим музыкальным стилем. Об этом молодом музыканте пока известно немного, а он уже резидент лейбла Скриптонита Musica36. Мы решили узнать все про новую казахскую звезду. С чего начался взлет, какую роль в его судьбе сыграли Truwer и Скриптонит, как он относится к Борату и собирается ли заводить тикток.

Как же ты начал делать эту грязь, брат? 

Ха-ха! Брат, я в хип-хоп-культуре с детства! Танцевал брейк в течение пяти лет и все больше в это втягивался. Я и сейчас бы танцевал, но у меня коленный сустав уже не позволяет, ни в какую не получается. Даже после часовой треньки не могу встать с кровати два дня. А так бы танцевал до сих пор. Вообще, моей детской мечтой было стать круче всех в брейке. 

И оттуда уже поперли рэп-баттлы и все остальное? 

Да, именно тогда я поймал это настроение и втянулся в рэп-баттлы. Ну а что, прикольно! Может, видел, как я это делал в шестнадцать лет на TOP FLOW в Астане? Отличная туса была. Локальная, но движуха. 

То есть сформировался ты в Астане? 

Да, я там вырос, еще на пару лет перебрался в Алма-Ату и только потом, полгода назад, начал жить в Москве. 

А как все-таки случилось, что ты начал музыкальную карьеру? С чего все началось? 

Ну, конечно, помог ютьюб и все эти технологии. Тут же гораздо проще: не надо, как раньше, стоять на базаре и диски бесплатно раздавать, чтобы выстрелить. Просто выкладываешь видео — и всё, все смотрят. К тому же уже после баттлов меня стали узнавать пацаны в городе. Например, были хаты, где мы толпами собирались, а я не знал там ни одного человека, но многие замечали меня. Подходили, хвалили, говорили, что я нереально баттлы @#$шил. Я в непонятках: как так может быть? Это про меня? Вот ты говоришь «грязь», бро. Она с этого тоже пошла. Но я тогда был подростком, и мне было все по кайфу. Так и закрутилось. Но на самом деле я вообще не про какое-то признание. Я больше по хип-хопчику, а в рэпе для меня по-прежнему главное — смысл, а не звучание или музыкальная составляющая.


Ты относишь себя к казахской волне рэп-музыкантов?

Да, конечно, стопудово! Мне нравятся все мои пацаны. И причем это не только Астана. Даже те, кто был в моей толкучке, — пацаны из разных городов. Некоторые из соседнего Степногорска, а мой самый близкий брат — Адиль Зарипов — из Костаная вообще. Но все в любом случае осознают, что мы — часть единого целого, представляем Астану и Казахстан. Делаем музло, а теми, у кого получается лучше, чем у меня, я вдохновляюсь.

Можно ли сказать, что вас всех подтянул и сплотил Скриптонит? Он и стал первооткрывателем? 

В период нашей общей движухи мы и познакомились со Скриптонитом. Но больше всего на меня повлиял Truwer и его песня «Не нравится». Когда я услышал ее, сразу подумал: «@#$ть, какая жиза!» Мы же этим живем! Как можно просто так выкладывать такое в интернет? Надо с этим что-то делать. И потом я для себя точно осознал, что хочу заниматься музлом. Сказал себе, что надо работать так, как этот чувак. И ушел «делать грязь». 

А что все-таки Скриптонит? Как вы с ним познакомились?

В какой-то момент я решил поехать автостопом в Павлодар, чтобы посмотреть на их движуху. Ну вы же в курсе про этот вайб вокруг Павлодара, про него уже и фильмы снимают, его прославили на весь мир. Хотелось проверить, что это. Мне дали контакты Саяна (Truwer) и его ребят. Я просто набрал ему, сказал, что не ожидал вот так с ним поговорить, а он мне ответил: «В Павлодаре никто ничего не ожидал» (как сейчас помню эту фразу). Саян подъехал, продлил нам хату, познакомил со своими братьями, пацаны нас очень тепло встретили. Я дал ему заценить свои наброски, и как-то так у нас все завертелось, нормально общались и начали делать треки вместе. Потом Саян попросил побыть его бэк-вокалистом на концерте в Алма-Ате. А я сразу согласился, ведь, кроме меня, вряд ли в этой стране мог кто-то лучше это сделать, слишком много я слушал музыку Трувера, знаю все тексты. Понимаешь? В общем, Адиль заценил нашу работу и пригласил меня в Москву — так все и понеслось. Там мне предложили присоединиться к лейблу Musica 36, я согласился и не жалею. На данный момент выпустил достаточно материала, выплеснул все, что во мне копилось годами. 

Ну и как оно в Москве? 

Очевидно, что здесь круче. Москва больше моего города в 20 раз. Здесь удобнее и легче двигаться. Но я не бросаю своих казахских братьев, мы все на коннекте до сих пор. Ведь было у нас даже на старте такое объединение ребят из Алма-Аты — лейбл ottamah, что в переводе с казахского означает «хватит», «завязывай», «успокойся». Особо хочу отметить очень дерзких ребят mountflower, послушайте их треки. Они назвали свою группу в честь родного спального района с панельками Таугуля, который  как раз переводится с казахского как «гора цветов». Ottamah — это не просто рэп-группа, а урбанизированный субкультурный лейбл со своими принципами. В общем, самый смак. Хоть я и ушел из этого лейбла, но ребят не теряю.

А как бы ты сам описал свой стиль?

Не знаю, мне все по кайфу. Хип-хоп или R'n'B — сами решайте. Без разницы, как это называется. Главное, чтобы это было то, что меня качает. Не надо привязываться. 

И кто тебя качает? Кто эти герои?

A$AP Rocky, Jay-Z — это точно. А еще мне нравится дуэт $uicideboy$. Они работали на износ, пачками выпускали треки, которые поначалу никого не цепляли. Просто хотели и добились своего. Такой пример меня очень вдохновляет: просто @#$ачьте то, что нравится. 

И вот ты уже возглавляешь чарты Apple Music, выпустил со Скриптонитом трек «Сумка», который опять же зашел многим. Можно сказать, что это твой очередной эксперимент, который неожиданно выстрелил? 

Мне кажется, Адиль заметил мое стремление к разнообразию. Действительно, я не люблю делать одинаковую музыку, стараюсь всегда что-то новое замутить. Только от этого получаю кайф. Например, «Сумку» написал очень быстро, но потом сидел и долго работал над голосом, чтобы это как-то по-другому звучало. Понимаешь, нельзя выпускать просто так! Еще в музыке очень ценю злость, которая здесь тоже присутствует. Я бы сравнил свой подход со стилем крамп в уличном танце. Крамп — это импульсивное и эмоциональное исполнение, танцор там как обезьяна. Вот я и работаю теперь как крампер — до сих пор очень голодный, жадный до музыки, постоянно хочется больше и больше пахать, из-за этого я меняюсь. Ты привязан, а если что-то не прет, не можешь придумать или звучок не так встает, то начинаешь нервничать, грубить людям. 

Твой соотечественник Иманбек Зейкенов получил «Грэмми» за «лучший ремикс года». Вы знакомы? Ты видишь себя лауреатом этой премии в ближайшей перспективе? 

К сожалению, пока не знаком с ним. Не было возможности. А «Грэмми», конечно, хочу получить! Почему нет? Считаю, это вполне возможно. Посмотрим!

Не могу не спросить про Бората. Как ты к нему относишься? И смешно ли тебе это? 

Да что тут скажешь. Хотите — несите деньги, раскручивайте его. Ведь на это все и рассчитано. Но на самом деле на него не стоит даже обращать внимания: там все @#$%еж. А одновременно с этим есть реальные смешные штуки. Слышал про стендап Жени Чебаткова? Вот он делает это очень круто, правда колет глаза, и ты смеешься. А «Борат» настроен только на то, чтобы вызвать легкую эмоцию и заработать много денег в прокате. Поэтому подобные фильмы будут снова и снова сниматься, чтобы собирать. Но к Казахстану это не имеет никакого отношения, к сожалению. Если бы было наоборот, то, может, его бы и полюбили у нас. И вообще Борат — калька с турецкого персонажа, тоже репортера, который много тупил, мем из 2000-х. То есть все это вообще не про нас.  

А с соцсетями дружишь? 

Я готов снимать видео в тикток, но только под хорошее музлишко, которое мне нравится. Можно даже под свои композиции, чтобы их продвигать таким образом. Но пока рано об этом говорить, голова немного другим занята. 

А как пандемия повлияла на твою музыку? Где ты провел это время? 

Не особо-то она и повлияла. Правда, в прошлом году, когда я был в Алма-Ате, ко мне приехала мама с братишками. Мы всей семьей провели довольно продолжительное время. Вроде было даже круто. 


А маме давал послушать свою «грязь»? Что она говорит?

Еще когда я пошел на брейк, она меня сильно поддержала и даже отдала моих младших братьев вместе со мной. А потом мы вместе с нашим средненьким пошли с баллончиком бомбить граффити. Мне — четырнадцать, ему — десять, убегаем от полицейских — в общем, было весело. Что касается музыки… Мама слушала только «Я тебя хочу». Я сам поставил этот трек, а остальное не стал, не надо ей это слушать. Она понимает, я ей все объясняю, что такая у меня музыка, что поделать. Но у нас очень хорошие отношения сейчас. 

А почему qurt все-таки?

Это мое погоняло из детства в Астане — «червяк». То есть тупо перевод с казахского. Мы как-то должны были с моим братаном пойти на TOP FLOW инкогнито, в балаклавах, и назваться другими именами. Я сразу придумал, что пойду так, «червяком». Но моего друга избили, его нос оказался где-то в районе щеки — никогда такого не видел. В итоге я решил идти без маски и под псевдонимом qurt. Это мое имя, и все, здесь нет больше смысла. Поэтому: «Червь, нет, я не наживка». 


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова