Дата 11 сентября не только вошла в историю современной Америки, став своего рода точкой отсчета, меткой во времени с приставкой «пост», но и, как любое социальное потрясение, образовала вокруг себя классический черно-белый миф с героями-спасателями и злодеями-террористами. Мусульмане или всякий, кто на них походит (скажем, сикхи, носящие тюрбаны, — тревожный знак для культурно близоруких), тут же стали врагами, а гнев и ксенофобия в мгновение обрели праведность. Параллельно с культурным развивался и киномиф, в некоторых своих интенциях ему противореча. Так, наделавший много шума документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» в эвгемерическом духе разрушал миф о праведниках и злодеях, сделав последними спецслужбы США и администрацию Буша-младшего.
Вообще, кино про события 11 сентября удивительно разнообразно: есть и «склеивающие» миф патриотические ленты вроде недавней «Кавалерии», и драмы, переводящие фокус с общего на частное, как картина 2010 года «Помни меня», и истории о тех, кто оказался «по ту сторону» американского общества из-за цвета кожи и религии, как в фильме «Меня зовут Кхан» или в одном из эпизодов сериала «Рами».
«Призрачная башня» стоит в этом списке особняком, являясь чем-то средним между документальным и художественным кино. Создатели сериала Алекс Гибни и Дэн Футтерман известны своими работами именно в документальном кино, оба номинировались на «Оскар» (Гибни даже получил статуэтку за фильм «Такси на темную сторону») и оба не стесняются использовать футажи и записи реальных событий и репортажей, вплетая их в художественную ткань повествования сериала, усиливая тем самым эффект достоверности — они не играют в правду, а пытаются ее рассказать.
Сериал, вышедший в США в 2018 году, странным образом рифмуется с недавними событиями, ведь 11 сентября не только из-за самих терактов, но и из-за последовавшей реакции американского правительства, расширяющего полномочия спецслужб, стало линией разлома в американском обществе, завязав двойной узел вокруг его шеи. Один конец веревки держали все более радикализирующиеся республиканцы, а другой — не отстающие от них демократы. В результате — пиковая в истории поляризация общества: BLM (англ. «Жизни темнокожих важны». — Прим. SRSLY), погромы Капитолия и отсутствие диалога между сторонами.
Именно в этом, по мнению, Лоуренса Райта (автора книги-расследования «Призрачная башня», которая легла в основу сериала) заключалась причина самого теракта, и Гибни с Футтерманом эту истину иллюстрируют.
В центре сюжета стоит не идеологическое противостояние Америки и Аль-Каиды, а борьба между ФБР и ЦРУ за информацию, ставшую денежной единицей власти. ФБР в 90-е годы впервые получили экстерриториальные полномочия, то есть возможность вести свою деятельность в других странах, а ЦРУ восприняли это как нападение на их «епархию». Такой корпоративный конфликт выражен в двух фигурах: Мартине Шмидте (Питер Сарсгаард) — главе отдела «Алек», собирающего информацию о ближневосточных угрозах, и Джоне О’Ниле (Джефф Дэниелс), возглавляющем контртеррористическое подразделение ФБР в Нью-Йорке. Оба противоположны во всем, кроме обоюдного презрения, — О’Нил словоохотлив, обаятелен, не сдержан в эмоциях, а Шмидт язвителен, высокомерен и скрытен.
Они образуют динамичный дуэт, придающий необходимое напряжение повествованию, печальный финал которого хорошо известен — плохие парни победят. Гибни и Футтерман параллельно с «общей» историей, предшествовавшей 11 сентября, рассказывают частные истории людей, ее писавших, — ведь и Шмидт, и О’Нил, и его помощник — спецагент Али Суфан — реально существовали, и именно это создает основную интригу, ведь об их судьбах зрителю ничего неизвестно.
Судьба О’Нила, которого сыграл обаятельный Джефф Дэниелс, полна горькой иронии и доказывает, что жизнь — чрезвычайно талантливый сценарист (простите за трюизм). После увольнения из ФБР О’Нил становится главой службы безопасности Всемирного торгового центра — тех самых «башен-близнецов», что были протаранены рейсами № 11 и № 175 11 сентября 2001 года. Башен, бывших символами Соединенных Штатов Америки и своим памятным отсутствием в ландшафте Нью-Йорка напоминающих о ее теперешней разъединенности. Отсутствие коммуникации (не только в США), спустя два года после выхода сериала, ощущается еще более явно.
Сериал основан на книге пулитцеровского лауреата Лоренса Райта «Призрачная башня: путь к 11 сентября и Аль-Каиде». Райт выступил также как соавтор сценария.
Тахар Рахим, сыгравший в сериале спецагента ФБР Али Суфана, снялся в вышедшем в 2021 году фильме «Мавританец» в роли узника американской тюрьмы «Гуантанамо» Мохаммеда Слахи, безвинно арестованного за подозрение в участии терактов 11 сентября.
Фильм попал сразу в несколько номинаций на премию «Эмми» в 2018 году. Крейг Зиск был отмечен за лучшую режиссуру, а Майкл Стулбарг, проигравший в итоге Джеффу Дэниелсу (который также снимался в «Призрачной башне»), — за лучшую второстепенную роль.
Да хватит уже всем меня успокаивать! В мире бомбы взрываются! Это не очень успокаивает!
Бен Ладен проповедует идеологию, существующую на клеточном уровне, главное определение рака — множество клеток, а Аль-Каида — это рак.