Киновселенная Marvel, несмотря на огромную и вполне заслуженную популярность, к 2016 году успела уже слегка забронзоветь. И если кроссоверы вроде «Мстителей» и «Стражей галактики» были и остаются интересными (первые как финальный аккорд в общем метасюжете о камнях бесконечности, а вторые — как ироничная альтернатива тем же «Мстителям»), то большинство сольных фильмов про супергероев как отдельные произведения выглядели удручающе безлико и однообразно.
К удаче Marvel, права на экранизацию комикса о болтливом наемнике Уэйде Уилсоне принадлежали студии Fox, много лет откладывавшей съемки фильма (о заставляющем читателей комиксов до сих пор содрогаться фильме «Росомаха», в котором с образом Уилсона поступили так же, как группы ню-метала поступили с классическим металом, я, пожалуй, упоминать не буду). Фильм «Дэдпул» появился на свет благодаря одержимости Райана Рейнольдса, влюбленного в персонажа с давних лет. Именно он убедил Fox и двух сценаристов — Ретта Риза и Пола Верника, начать работу над фильмом. Маловероятно, что у актера получилось бы провернуть этот трюк с боссом Marvel Кевином Файги, уж слишком Дэдпул необычен и нонконформичен для жанра.
Дэдпула, не перестающего шутить даже на краю гибели, осознающего себя героем комикса, беспрестанно ломающего четвертую стену (а иногда и по две за раз), сложно представить в одном ряду с Капитаном Америкой или Халком. По сравнению с ним даже идущий против правил Тони Старк выглядит бойскаутом. Создатель комиксов об Уилсоне Фабьен Нициезе использует принципиально другой тип повествования — истории рассказаны от первого лица и содержат поп-культурный комментарий, иронизирующий в том числе и над самим персонажем. Дэдпул – это, в общем-то, забавная критика супергеройства, которому показали его отражение в зеркале. При этом ошибочно было бы думать, что фильм задумывался как своего рода бомба, заложенная под канон кинокомикса с тем, чтобы его разрушить.
«Дэдпул» по сути своей нереволюционен и служит своего рода оздоравливающей антитезой привычному представлению о жанре. Несмотря на то, что фильм содержит привычные сюжетные компоненты вроде раскрытия происхождения персонажа и появления злобного антагониста с непременным британским акцентом, Уэйд Уилсон, может, и супер, но все же не герой. Он не пытается спасти мир, страну или хотя бы небольшой город, ему достаточно вернуть прежний розовощекий облик, утраченный в результате мутации, и свою девушку. В этом, как и во многом другом, он похож на обычного человека. Он ест, выпивает и... даже занимается сексом! Явление для супергероя небывалое. Уровень привычного супергеройского пафоса Дэдпул занижает основательно.
Впрочем, в части взаимодействия с аудиторией «Дэдпул» работает как типичный комикс. Случайно забредший на сеанс зритель, вероятно, получит удовольствие от необычной точки зрения на супергероику, крепких шуток ниже пояса и гэгов, которых у Дэдпула больше, чем оружия. Но все же фильм, напичканный внутренними и поп-культурными отсылками, работает, прежде всего, с подогретой аудиторией, способной их считать.
Вспоминается, одна из серий комиксов про Дэдпула с броским и недвусмысленным названием «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel», в которой Уилсон убивает всех ее героев. В отличие от комикса, киноверсия Дэдпула лишь слегка ее потрепала и немного взбодрила. То, что не убивает студию Marvel, как известно, делает ее еще богаче.
В одном из интервью Райан Рейнольдс рассказал, что персонаж таксиста (Допиндер) был назван в честь «действительно крутого парня», которого он знал в начальной школе и который умер от удара молнии. Так он отдал ему дань памяти.
Профессор Ксавье? Который из них: МакЭвой или Стюарт? Эти скачки во времени сбивают с толку.
Капитан Дэдпул! Нет, лучше просто Дэдпул.
Ты ведь знаешь, что я пошел бы с тобой, но… я не хочу.