Джон Лури известен в первую очередь как актер, снимавшийся у Джармуша, Линча и Скорсезе, авангардный джазмен — основатель группы The Lounge Lizzards и, конечно же, как один из самых ловких рыбаков, когда-либо закидывавших удочку во все семь морей. Что именно здесь характеризует Лури в первую очередь, выбирайте сами. Правильнее было бы сказать, что Лури — человек, творческий дух которого веет где хочет. После тяжелой победы над раком Лури угораздило заразиться еще и болезнью Лайма и вследствие этого оставить музыку. Последние шесть или семь лет Лури живет на одном из бесчисленных маленьких островов, затерянных в Карибском море, и пишет полные скорбной задумчивости картины с необычными сюжетами и еще более причудливыми названиями, на которых неизменно одно — деревья на них грустны и несчастны. Об этом говорит сам Лури в первом же эпизоде «Рисуя с Джоном».
Я действительно был одержим этой мыслью, я хотел понять, как мои родители привили мне, моему брату и сестре нечто такое, что сохраняло в нас творческий дух во взрослой жизни. Так что, эти (монологи) особо не планировались, и я не записывал их предварительно. Мы просто настраивали камеру, и я болтал ерунду, а потом пытался связать всё вместе.
Определять жанр сделанного в мокьюментарном духе сериала (если вообще можно называть его сериалом или мокьюментарным) почти так же сложно, как ловить угря, спрятавшегося на дне бочки, и в той же степени бессмысленно, как пытаться найти подходящее слово для описания закатного карибского солнца. Сам Джон предлагает зрителю сочинить что-нибудь поэтическое, вероятно, только для того, чтобы насладиться им в молчании.
Единственное, с чем «Рисуя с Джоном» можно если не сравнить, то хотя бы поставить в один ряд, является снятое в 1991 году тем же Лури шоу «Рыбачим с Джоном». В нем Лури и приглашенные им его друзья, среди которых Джим Джармуш, Деннис Хоппер, Том Уэйтс и Уиллем Дэффо, всего-навсего ловят рыбу. На первый взгляд лишенное всякого действия чрезвычайно спокойное занятие Лури поразительным образом превратил в почти сверхъестественное событие.
В «Рисуя с Джоном» компания у Лури куда более скромная. В объективе, кроме сочащейся зеленью природы острова и поразительно голубого неба, с которыми Лури почти сливается, время от времени мелькают его ассистентка и помощница по дому. Магия Лури, однако, остается неизменной. Богатый сиплостью глубокий голос, глаза, смотрящие открыто и глубоко, обаятельный бубнеж, сдобренный острыми экспромтами, рассказывающий истории из жизни Джона — странные, неподготовленные, дышащие, в которых интуитивно чувствуется нечто важное и невысказанное. И, конечно, картины, которые рисует Джон, вместе с музыкой, которую он когда-то написал, — соблазнительной, манящей во тьму джунглей, странным образом рифмующейся с монтажными фразами. Чудо рождается из симбиоза элементов.
О чем бы Лури ни говорил — о славе и смерти своего друга, знаменитого повара и путешественника Энтони Бурдена, об эффекте наблюдателя и о том, как камера делает его хуже, об исчезновении местного продавца курицы и его неожиданном нахождении, важнее всего, что он признается, что и сам не понимает, что он делает и зачем все это затеял. Лури ищет, а не утверждает. И многим, пожалуй, стоит у него поучиться. Зачем сочинять нечто поэтическое о закате, если можно наслаждаться им в молчании?
Название сериала отсылает к шоу, снятому Лури в 90-е гг. Оно называлось — «Рыбачим с Джоном».
Джон Лури выступил как актер, режиссер, сценарист и композитор одновременно.