«Леонардо» стал первым детищем, или, что более соответствует его сути, продуктом нового европейского конгломерата «Альянс», объединившем в себе производственные мощности крупнейших телекомпаний Старого Света: итальянской Rai, испанской Rtve, французской France Télévisions и немецкой ZDF. Этот «четверной союз» призван, по мысли создателей, бороться с теснящим телевидение стримингом.
Тот факт, что выбор в качестве «натуры» в итоге пал на фигуру Леонардо да Винчи, не столь уж и удивителен. Костюмированные исторические драмы пользуются почти неизменным успехом у зрителей — только за последнее десятилетие вышли «Борджиа», «Медичи» и «Тюдоры», а сам жанр позволяет спрятать за внешним великолепием эпохи бедность идей и вторичность сюжета. «Леонардо», к сожалению, этих недостатков тоже не лишен.
Богатая история жизни знаменитого живописца, скульптора, архитектора, изобретателя, музыканта, мыслителя, того самого homo universalis (лат. «универсальный человек». — Прим. SRSLY), человека эпохи Возрождения, здесь сжата до нескольких сюжетных линий, не имеющих ничего общего с действительностью. Это не претензия, а простая констатация факта, с которой, к счастью, согласны и сами сценаристы — Фрэнк Спотниц, создавший, между прочим, сериал «Борджиа», и Стив Томпсон, написавший, кроме прочего, сценарий нескольких эпизодов «Шерлока».
«Леонардо», по сути, представляет собой выжимку из темных пятен биографии живописца и раздувания некоторых слухов до состояния исторического факта (как то, что он якобы был гомосексуалом), проще говоря, «беллетризацию» его жизни в худшем смысле этого слова. В основу сюжета положено фиктивное расследование убийства Катерины да Кремона, позировавшей Леонардо, ставшей его музой и платонической любовью всей жизни. Следствие ведет Стефано Джирарди в исполнении вечно молодого Фредди Хаймора, который смотрится крайне нелепо в кожаных брюках и берете. Сначала нисколько не сомневающийся в виновности Леонардо, со временем он все больше убеждается в обратном и пытается разгадать хранимую художником тайну (прием, очень удачно использованный в «Жизни Дэвида Гейла»).
Этот сюжетный скелет покрыт хилой мускулатурой идей — Леонардо, всю жизнь посвятивший поискам истины, убеждается в том, что искал не в том месте. Истина не в красоте мысли, света или человеческого тела, а в любви к ближнему и заботе о нем. Спотниц и Томпсон, в отличие от Да Винчи, совсем не пользуются светотенью, почти не различая полутонов и всячески сгущая краски. Так, детство Леонардо драматизировано до уровня бульварных романов — отец его бросил, всю жизнь он влачил жалкое и одинокое существование непонятого художника, пока не встретил свет своей жизни в лице Катерины.
В кадре то и дело мелькают знаменитые люди эпохи — яркие исторические персонажи, откровенно отбывающие здесь номер и показанные не в пример блекло (причины появления в сериале Макиавелли сложно объяснить чем-то, кроме его известности). Они, впрочем, как и сам Леонардо, кажется, стали жертвами, ошибкой перспективы, подобно той, которую допустил сам живописец, работая над «Тайной вечерей» — потолок на картине был написан так низко, что если бы Иисус или кто-нибудь из апостолов вздумал встать, то тут же ударился бы об него головой. С образом одного из величайших умов в истории в «Леонардо» происходит то же — гигант, мечтавший о полетах, помещен в тесную камеру фантазии сценаристов. Символичная ошибка драматической композиции, которая, по иронии, по-итальянски называется la istoria.
Изначально предполагалось снять сериал к 500-летию со дня смерти Леонардо, то есть к 2019 году. Позже премьеру перенесли на 2021 год.