Путешествие в мир (без) будущего
Январь 2019 года стал знаковым для российской киноиндустрии – отечественным сериальным проектом впервые серьезно заинтересовался Netflix. Несмотря на то, что множество российских телепроектов уже давно можно найти на платформе («Троцкий», «Метод», «Мажор», «Фарцы», «Маша и Медведь»), они, как правило, транслировались с субтитрами после телепремьеры на домашнем рынке и в категорию NetflixOriginalне входили. Проект Александра Кесселя «Лучше, чем люди» стал первым сериалом отечественного производства, появившимся на стриминге в качестве оригинального контента с локальным дубляжом. Сделка обошлась Netflix в 1 миллион долларов.
Действие сериала разворачивается в недалеком будущем, в 2029 году. Однако, по мнению создателей, уже тогда по улицам станут разгуливать роботы, на всех стенах окажутся цифровые билборды, а внутри человеческого тела появятся встроенные гаджеты, позволяющие и кредит оплатить, и с родственником связаться. Словом, настоящее торжество техники. Тем не менее гармонии достичь не удалось — население тут же поделилось на три лагеря. Первые активно используют технологии в личных целях и доверяют роботам самое ценное, например, заботу о детях. Вторая группа людей не просто относится к ботам как к персоналу, способному помочь справиться с той или иной задачей, но и считает их равными людям. Они заводят с машинами отношения и крайне тяжело переживают их гибель. Первые две группы мирно сосуществуют друг с другом, но третья настроена крайне агрессивно. Представители «антироботов» считают, что необходимо избавить мир от обилия машин и вернуть людей людям.
Тем временем не теряют актуальности и привычные проблемы: дети сталкиваются с травлей в школе и влюбляются, взрослые женятся, разводятся, делят детей, страдают от нехватки финансов. Например, на главного героя, патологоанатома Георгия Сафронова, обрушивается сразу несколько бед. Пока он пытается сохранить за собой право отцовства, в его отделение морга привозят труп с подозрительными травмами, не совпадающими с заключением о смерти. Вскоре становится ясно, что между смертью несчастного и личной жизнью Георгия есть прямая связь, и имя ей — Ариса. В корпорацию Cronos, занимающуюся распространением роботов, тайным образом привозят не совсем доработанный образец из Китая. Внешне Ариса ничем не отличается от прочих, но внутри у нее совершенно иной механизм, позволяющий ей нарушать три важнейшие заповеди бота: не причинять вред человеку, повиноваться всем приказам и заботиться о своей безопасности только в той мере, в которой это не противоречит первому пункту. Именно после того, как она умудрятся сбежать из-под надзора, жизнь Георгия навсегда меняется.
И если драматургия сериала на удивление хороша и мгновенно затягивает зрителя в специфический мир будущего, то общая атмосфера и реализация спецэффектов кажутся откровенно слабыми. Несмотря на то, что в каждом доме российской столицы есть свой робот, а системы связи уже давно внедрены в человеческое тело, автомобили отчего-то сохранили облик начала двухтысячных, а на улицах мало что изменилось, если не считать огромных цифровых билбордов, бесконечно транслирующих новости. Тот же вызывающий недоумение разрыв касается актерской игры в сериале. Если Паулина Андреева мастерски изображает робота и ни разу не позволяет себе моргнуть или задействовать лишнюю мышцу лица, то исполнители второстепенных ролей часто позволяют себе излишнюю эмоциональность или, напротив, недостаточную активность.