Оставь надежду, всяк сюда входящий
Возвращение — и одновременно завершение — «Королевства» закономерно станет такой же сенсационной новостью, как неожиданный выход третьего сезона «Твин Пикса» спустя 25 лет после финала второго. Сам Ларс фон Триер, кстати, и говорил, что закончить начатую в 90-е годы историю его побудил аналогичный шаг Дэвида Линча. Два сериала сравнивали между собой всегда. Впрочем, общим между ними было лишь то, насколько «Твин Пикс» и «Королевство» выбивались из стандартной телепродукции тех лет. Оглядываясь назад, легко понять, что нынешний сериальный бум был бы невозможен без этих двух шедевров.
Однако проекты совсем разные. Линчевская история об агенте Купере и загадочной смерти Лоры Палмер показывала жуткий, но странно-притягательный мир, куда многим хотелось бы наведаться в гости. Вселенная «Королевства» — неуютная, коробящая, напоминающая ночной кошмар. А разобраться в том, что там происходит «на самом деле», еще сложнее, чем в сюжете «Твин Пикса».
Первые два сезона «Королевства» по четыре серии в каждом вышли соответственно в 1994 и 1997 годах. Действие происходило в нейрохирургическом отделении реально существующей Королевской больницы Копенгагена. Сериал знакомил нас с ненавидящем датчан хирургом из Швеции, пожилой пациенткой, которая общается с духом убитой девочки, сотрудницей больницы, забеременевшей от другого привидения, патологоанатомом, одержимым идеей добыть печень с редкой опухолью, и другими необычными людьми. Медики устраивали собрания тайного оккультного общества, родители убивали детей, всюду ощущалось присутствие зла. Изображение — желтое, зернистое, угнетающее. Сплошные загадки, никакой надежды.
В конце каждой серии предлагалось два комментария к происходящему. Первый — от пары посудомойщиков с синдромом Дауна. Второй — лично от Триера, чьи рассуждения о Боге и дьяволе тоже не вносили ясности. Хотя оба сезона были его авторским проектом (опять же, в отличие от Линча, которого в известный момент фактически отстранили от «Твин Пикса»), Триер точно насмехается над фигурой всезнающего творца. Еще не было манифеста «Догмы», а режиссер уже смеялся над своей ролью.
Соответственно для Линча возвращение к «Твин Пиксу» было реваншем, попыткой завершить рассказ — хотя бы для себя. Что касается Триера, можно с уверенностью предположить, что любые ответы и толкования сюжета «Исхода» будут лукавыми. Разрушение видимости и реальности всегда интересовало сумрачного датчанина больше, чем поиск истины.
Известно, что в основу нового сезона ляжет сценарий, написанный Триером тогда же, в девяностые, вместе с Нильсом Ворселем. Производством, как обычно, займется компания Триера Zentropa. Действие происходит через двадцать лет после событий второй части. Что кстати — умерло по крайней мере пять актеров постоянного состава старого «Королевства». В их числе «шведский врач» Эрнст-Хуго Ярегорд и «пациентка-медиум» Сигрид Друссе. В «Исходе» вместо Сигрид по коридорам больницы ходит пожилая Карен (Бодиль Ергенсон), которая посмотрела два первых сезона сериала и провалилась в мир фантазий Триера, а пациентов мучает Полу-Хелмер (Микаэль Персбрандт). Комментарии к происходящему теперь поступают от робота-посудомойщика, который бьет посуду вместо того чтобы мыть, и его коллеги-человека, страдающего от прогерии.
Культовый режиссер Ларс фон Триер впервые за четверть века снимает для маленького экрана. Режиссер возвращается к своему старому сериалу, первые два сезона которого вышли в 1994 и 1997 годах соответственно. Потом на телевидении отказались дальше показывать проект.
В начале XXI века выходил американский ремейк «Королевства» по сценарию Стивена Кинга. Тогда его создатели отказались работать с уже написанным Триером сюжетом заключительного сезона.