18+

Заговор против Америки
(1 сезон)

The Plot Against America
Дата выхода
16 марта 2020 года
Страна
США
Жанр
драма, альтернативная история
Режиссёр
Дэвид Саймон, Эд Бернс
Телеканал/Видеосервис
HBO
Серий в сезоне
6
Продолжительность
1 ч
О сериале
В альтернативном прошлом на выборах в 1940-м со значительным перевесом победил не демократ Рузвельт, а консерватор Линдберг. Новый президент, чей ...
В ролях
Зои Казан
Элизабет «Бесс» Левин
Вайнона Райдер
Эвелин Финкель
Морган Спектор
Герман Левин
Энтони Бойл
Элвин Левин
Джон Туртурро
раввин Лионель Бенгельсдорф
Эжи Робертсон
Филип Левин
Калеб Мэлис
Сэнди Левин
Рейтинг сериала
7 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание

В альтернативном прошлом на выборах в 1940-м со значительным перевесом победил не демократ Рузвельт, а консерватор Линдберг. Новый президент, чей предвыборный лозунг звучал как «Голосуй за Линдберга или голосуй за войну», избирает по отношению к европейскому конфликту изоляционистскую политику. И это решение раскалывает напополам семью евреев-пролетариев Левиных из Нью-Джерси. Отец семейства, демократ Герман (Морган Спектор, «Родина»), обвиняет Линдберга в антисемитизме. Старший сын Сэнди (Калеб Мэлис), напротив, тянется к героической ауре президента — бывшего пилота, первым пересекшего Атлантику. Племянник Элвин (Энтони Бойл) не в силах наблюдать со стороны за тем, как убивают евреев в Европе, и вступает в ряды добровольцев. А жена Бесс (Зои Казан, «Руби Спаркс») делает все возможное, чтобы удержать семью в равновесии во время глобальной катастрофы. Единственная, кто ищет в текущей ситуации выгоду — сестра Бесс, невротическая конформистка Эвелин (Вайнона Райдер, «Очень странные дела»). Она становится правой рукой и любовницей могущественного раввина-националиста Лионеля Бенгельсдорфа (Джон Туртурро, «Бартон Финк»). Тихий наблюдатель семейных сцен и политической турбулентности, маленький Филип (Эжи Робертсон), коллекционирует марки. Однажды ему приснится кошмар, в котором на место всех, кого он собирал в альбоме — деятелей политики и культуры — пришли Гитлер и свастика. Но когда Филип проснется, кошмар никуда не исчезнет.

В одноименном романе Филипа Рота («Возмущение», «Унижение», «Американская пастораль»), ставшем основой «Заговора против Америки», младший Левин, как нетрудно догадаться по его имени, был альтер эго автора, выросшего в 1940-е, и фокальным персонажем. В сериале голос получает каждый из героев, но темы остаются прежними: от идиллических начальных кадров первого эпизода, где дети свободно перемещаются по улицам еврейского квартала, до самого конца шестого, когда выяснится, каким образом нацисты шантажировали Линдберга, — это сериал о доме и семье. Мир «Заговора» поделен надвое — стремительных сыновей в процессе формирования и ригидных родителей с устоявшимися политическими взглядами — и снят в двух режимах: камера чрезвычайно подвижна и совершает наезды, тревеллинги и круговые панорамы, когда она рядом с детьми, и малоподвижна, запечатляя взрослых, особенно женщин, в домашней обстановке. Все шесть эпизодов источают тепло: насыщенная гамма из желтого (почти всегда светит солнце), коричневого (много дерева и тактильных поверхностей), красного (любимый цвет Эвелин) как будто поддразнивает и норовит вызвать ностальгию. Но впечатление обманчиво — за пастельной рокуэлловской дымкой таится мрак. В завораживающей и одновременно вселяющей ужас сцене Эвелин, пришедшую на прием в Белый дом вместе с раввином Бенгельдорфом, приглашает на танец Иоахим фон Риббентроп — и они кружатся под классическую It Had to Be You среди сверкающего столового серебра, бриллиантов, свечей и лилий.

«Мы решили экранизировать книгу, потому что сейчас очевидно переживаем описанную в ней ситуацию, но на сей раз уязвимыми группами являются люди с черной и смуглой кожей и мусульмане. Их используют в качестве ужасающего "другого" для разжигания национализма, латентного расизма и антисемитизма».

Дэвид Саймон, создатель «Заговора против Америки»

Сериал рождает неизбежные ассоциации с другими телевизионными дистопиями, в изобилии появившимися в последнее время: как и в «Рассказе служанки», угнетенные целыми семьями ищут убежища в Канаде, а ключевую роль в повествовании, как в «Человеке в высоком замке», играет кинохроника. Но больше всего «Заговор» напоминает другой проект HBO в жанре альтернативной истории — девятисерийных «Хранителей» Дэймона Линделофа. Это главное, по мнению многих, сериальное событие прошлого года, со съемочной площадки которого как будто позаимствованы костюмы Ку-клукс-клана. И сравнение работает вовсе не в пользу «Заговора». На фоне спекулятивной бравады «Хранителей» (победа Америки во Вьетнамской войне, Роберт Редфорд в президентском кресле, противостояние между Седьмой кавалерией — супремасистами в масках Роршаха и облаченными в супергеройские костюмы полицейскими) «Заговор» попросту недостаточно безумен и слишком прямолинейно памфлетен. Не обладает он и актерскими работами, которые могли бы составить конкуренцию Реджине Кинг, Джин Смарт или Тиму Блейку Нельсону — шанс по-настоящему развернуться получает только Зои Казан («секретное оружие», по словам Дэвида Саймона, уже сотрудничавшего с Казан на съемочной площадке «Двойки», где она играла разведенную мать): звонки Бесс на деревню в Кентукки, куда, как выясняется по сюжету, евреев свозят на убой — самое пронзительное, что есть в сериале.

«Он находится в абсолютном неведении. И не он тут настоящий злодей — тем и интересен».


Актер Джон Туртурро о своем герое, раввине-националисте Лионеле Бенгельсдорфе

Однако это вовсе не значит, что «Заговор» стоит полностью списывать со счетов. Саймон («Прослушка», «Двойка», «Покажите мне героя») весьма досконально отображает в нем один из своих излюбленных процессов: воздействие на повседневность с помощью визуальной и печатной продукции — кино и кинохроники, газет и рекламы, фотографий и постеров. До массового внедрения телевидения американцы получали домашние новости с помощью радио, а международные — из хроники, демонстрируемой в кинотеатрах. Влияние образов кажется безобидным только поначалу (Эвелин советует младшей сестре любимую помаду Барбары Стэнвик), но, именно увидев кадры лондонской оккупации, Элвин окончательно убеждается в том, что должен отправиться в Европу противостоять нацистам. Сэнди, укрывшись под одеялом с газетой, срисовывает своего кумира Линдберга с фотографии на передовице. Впоследствии Эвелин отправит Сэнди на консервативный юг, чтобы тот познакомился с «настоящей» Америкой, и воспользуется племянником в качестве живой пропаганды (а также его фотографиям — в качестве печатной), чтобы разрекламировать «деревенский экспириенс» еврейским подросткам из больших городов. Подобное исследование того, как с помощью визуальных медиумов создаются, циркулируют и воспроизводятся пропагандистские идеи, актуально как никогда, ведь текущим президентом США является кинозвезда, прекрасно осознающая мощь своего сценического присутствия.
Актер Джон Туртурро о своем герое, раввине-националисте Лионеле Бенгельсдорфе

Участие в сериале о Второй мировой войне было важным для актрисы, поскольку большая часть ее семьи по отцовской линии сгинула в концентрационных лагерях, а дед погиб на поле боя.

 

Лучшие цитаты:

Спор между президентом [Трумэном] — олицетворением высшей власти, и сверхэнергичным генералом [Макартуром], претендовавшим на то, что он лучше понимает интересы Америки, принял размеры общенационального спора. Генерал сделал попытку обратиться к американским законодателям через голову своего прямого руководителя по военной иерархии — главнокомандующего американскими вооруженными силами, которым, по конституции, является президент США 5 апреля 1951 года в палате представителей было зачитано письмо генерала с призывом радикально пересмотреть внешнюю политику страны. В качестве первоочередной задачи он провозгласил «воссоединение Кореи», в качестве следующей — возвращение Чан Кайши на континент, борьбу против коммунистов в Китае. Вот его мнение: «Здесь, в Азии, коммунистические заговорщики решили сделать ставку на победу в мировом масштабе... Здесь мы ведем борьбу военными средствами, в то время как дипломаты воюют лишь при помощи слов». На эти предложения генерал Брэдли — председатель объединенного комитета начальников штабов — ответил, что распространение войны на Китай означало бы ведение «не той войны, не в то время, не в том месте, против не того врага».
Омар Брэдли
Михаил Захаров
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)