А это что, «Острые козырьки» производства НТВ?
Молодой лейтенант Денис Журавлев (Ржавый из «Даешь молодежь!») возвращается с фронта. Его семья погибла, война закончилась, на дворе — 1946 год. Кажется, при нем осталась только форма, табельное, ну и контузия. Такой себе набор для выживания, даже для военного. Перед парнем встает вопрос… Данила, ты что, крэйзи?.. Ладно-ладно, извините, too outdated («слишком немодно». — Прим. SRSLY), но сами понимаете, без этого было не обойтись. Перед парнем встает вопрос: что делать дальше?
Сегодня мы просто обязаны обращаться к современному языку повествования, потому что и технологии другие, и зритель насмотренный. Казалось бы, у нас есть замечательные примеры таких детективов, как «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация». Но, как ни странно это прозвучит, нам совсем не хотелось быть похожими на эти проекты. А в качестве визуального референса скорее приняли гангстерскую драму «Острые козырьки». В общем, мы искали свой стиль, поэтому наш сериал легко узнать даже по одному кадру. Рассказ о послевоенном времени именно в такой интерпретации — интересный эксперимент для нас.
Игорь Зайцев, режиссер
По направлению он устраивается в милицию. Начальник — майор Шумейко по прозвищу Сатана — Константин Хабенский. Отдел занимается борьбой с бандитизмом, главная цель — банда преступника по прозвищу Клещ. Человек-клещ и его ребята по закону жанра почувствовали полный послевоенный беспредел и решили обворовать все крупные заведения своего города, как в ГТА, оставляя на своем пути гору трупов. Явно опередили свое время — до лихих девяностых еще далеко.
Сможет ли Хабенский с помощью разведчика-Ржавого остановить самую грозную местную ОПГ? А если я скажу, что вместе с ними действуют храбрая блондинка-комсомолка и настоящие мелкие преступники, вышедшими из фильмов Гайдая, а некоторые сцены сопровождаются эффектным слоу-мо?
Это исторический проект, который снят немножко по-другому, не так, как это принято видеть. С нетерпением жду, что из этого получится.
Андрей Бурковский, исполнитель главной роли
Пожалуй, первое, что бросается в глаза (конечно же после очаровательного Хабенского и его глупых, но смешных батиных шуток) — аллюзия на «Острые козырьки». Сериал явно висел на мудборде у создателей — характерные шапки, развевающиеся плащи, проходка отряда Сатаны, точь-в-точь копирующая похожую сцену с кланом Шелби, цветовая палитра и офис майора. Сидишь и ждешь, как вот-вот кто-нибудь выкрикнет что-то вроде buy owrdour ouf da Peaky fooking Bloinders (искаж. английский — by order of the Peaky fucking Blinders, «по приказу "Острых козырьков"». — Прим. SRSLY). Ну, или хотя бы красиво закурит, как Киллиан Мерфи.
На самом деле, очевидная стилистика «Козырьков» вовсе не портит «За час до рассвета». Наоборот — антураж создает приятное чувство узнавания, пока сюжет держится особняком от всего, что связано с семейством Шелби. Никаких цыган, скачек и Томов Харди, перед нами скорее характерный для нулевых бандитский сериал с НТВ — «Глухарь» или какой-нибудь «Мухтар», но, к сожалению, без собаки. Только в комбинации с бирмингемской оберткой, Хабенским и мемным Андреем Бурковским «За час до рассвета» превратился во что-то новое, максимально приятное и интересное.
«За час до рассвета» — прежде всего история про людей, про характеры, про судьбы и про близкие каждому человеку ценности, про дружбу и предательство, любовь и верность. При этом здесь лихо закрученный сюжет с яркими и самобытными персонажами. И главная интрига — это психологическое противостояние героев Бурковского и Хабенского. Один прошел войну, для него все четко — по ту сторону фронта фашисты. А другой, наоборот, сражается с внутренним врагом, который всегда где-то рядом и внешне ничем не отличается от него самого.
Игорь Зайцев, режиссер
«За час до рассвета» — остросюжетный российский полицейский сериал, который шоураннеры умело осовременили для более молодой аудитории. Кажется, никакой жанр в нашей стране не оттачивался настолько долго и тщательно, как бандитская полицейская драма. Клишированные (а может, просто правдивые?) типажи преступников и майоров ходят из сериала в сериал, но сюда они вписались как никогда кстати. Приятный пожилой дядечка, живущий по воровской чести в паре с эгоистичным, думающим только о себе зэке, противопоставленный им матерый участник ОПГ, бросающийся во все тяжкие… Впрочем, самое важное, сюжет, вряд ли можно назвать предсказуемым. Что произойдет дальше — секрет для каждого, но с первых серий сериал заявляет: случиться может что угодно.
Большая часть проекта снималась в заброшенных заводских зданиях в Подмосковье. Также съемки проходили в Твери, в знаменитом Морозовском городке (Двор Пролетарки).
Во Дворе Пролетарки больше всего сцен актеры сыграли в легендарной казарме «Париж», которая на время превратилась в конспиративную квартиру.
Среди генеральных продюсеров проекта — Федор Бондарчук и Вячеслав Муругов.
Работа над сериалом заняла полтора года. Из-за пандемии съемки пришлось прервать на три месяца.