В детстве одной из главных забав больших компаний была игра, в которой необходимо использовать бумагу, ручку и все свое воображение. Каждый участник по очереди писал предложение или слово, сгибая часть листа бумаги таким образом, чтобы следующий не мог прочесть фантазию предыдущего. В конце игры после разворачивания «гармошки» перед командой открывалась одна общая история, одновременно и смешная, и жуткая в своей несогласованности.
«Это психологическая антология ужасов – так я ее называю. В первую очередь при написании сценариев я выбирала персонажей, которые обычно не встречаются в жанре, чтобы поместить их в по-настоящему страшный, но всей душой любимый мною мир».
Годы шли, и спустя время на форуме Reddit возникла тема под названием «Страшные истории в двух предложениях», где пользователи всех возрастов забавлялись, состязаясь в сочинении ультракоротких рассказов, ориентированных на эффект внезапности. Первое предложение – это вполне безобидный зачин, а второе – ужасное разрешение ситуации. «У моего внука большая красивая улыбка», – сообщается во вступлении. «Она ни разу не дрогнула, пока он смотрел, как я умираю», – зловеще завершает автор.
Именно благодаря существованию этих игр – сначала письменной, а затем и виртуальной – в 2017 году появился проект Веры Миао «Страшные истории в двух предложениях», напоминающий не только классический жанр ужасов с обилием призраков, маньяков и демонов, но и более современное, биомедийное «нечто» вроде «Черного зеркала» Чарли Брукера или «Мира Дикого Запада» от Джонатана Нолана и Лизы Джой.
«Что хорошо в этих сериях, на мой взгляд, так это то, насколько эмпатическими они получились. Когда героине кажется, что внутри нее что-то есть и она начинает видеть всякие ужасы, я верю: это касается и меня тоже».
Каждый эпизод «Страшных историй» длится всего двадцать минут, что может скептически настроить ценителей полнометражных фильмов ужасов, однако, несмотря на хронологические рамки, все истории являются вполне завершенными и не требуют доработок. Вера Миао выносит на первый план первичные страхи людей, живущих в эпоху цифровых технологий и социально-политических преобразований. В ее фантазии те, кто ищет себе новых жертв, сидят в tinder; уроки правильного убийства снимаются для youtube; расследование преступлений идет быстрее, если ты биоробот; ну и, конечно, в наше время на пустынной улице бояться стоит не крепко сложенного черного парня, а миниатюрную молодую белую девушку.
Несмотря на то что упор в «Страшных историях» сделан на сценарий и историю, визуальной составляющей тоже уделено достаточно внимания: углы съемки, ракурсы и дополнительные эффекты на уровень отличаются от большей части бюджетных сериалов, ориентированных на массовую аудиторию. Также при просмотре сериала целиком (а не субъективно выбранных эпизодов) можно обнаружить подсказки и отсылки к будущим или предыдущим сериям. Например, фильм, имитирующий видеоблог, завершается привычными для Youtube ссылками на якобы прочие ролики, снятые владелицей профиля, однако в превью можно обнаружить кадры из других серий.
«Когда я только думала о съемках, предполагалось, что это будет настоящий хоррор по всем канонам жанра и в то же время благодаря нетипичным персонажам привнесет нечто новое».
Некоторые из «Страшных историй» откровенно жуткие, но сам страх не всегда базируется на легко считываемых эффектах вроде внезапных подозрительных звуков или вида кровавых внутренностей. Порой куда страшнее оказывается послевкусие смеха, вызванного нелепой историей про бьюти-блог или исправлением сексуальной ориентации с помощью дьявола, потому что за нарочито комической историей прячется суровая и жестокая реальность.
Первый сезон был выпущен для канала CW в 2017 году. Там было пять серий. До российского зрителя эти эпизоды не дошли, однако три эпизода первого сезона сформировали «трилогию» и стали завершающим элементом второго.