«Искатели правды» — это еще один сериал с нотками ностальгии по фильмам ужасов 80-х годов и всей синт-эпохи в целом, которая за последние несколько лет стала новым прибежищем для кинематографистов, укрывающихся в ней от современной реальности. Впрочем, «искатели» скорее балуются с приметами эпохи вроде подрагивающей vhs-заставки на титрах, всерьез не погружаясь. Точно так же они эксплуатируют и сам жанр, добавляя к нему приставку «мета», и это само по себе неудивительно, учитывая, что над сценарием работали Саймон Пегг и Ник Фрост, известные главным образом по ироничной трилогии «Кровь и мороженое». В итоге получился мистический детектив с сильнейшим британским акцентом — british, extremely british! Он, однако, не должен сбивать с толку — «Искатели правды», если цитировать Эдгара Райта, прежде всего является комедией отношений, спрятанной внутри мистического детектива. И с этой «корневой» частью Пегг, Фрост и их соавторы справились здорово — персонажи, несмотря на всю комичность, получились очень живыми (пусть один из них и оказался призраком) не в последнюю очередь благодаря подбору актеров.
Мы хотели создать правдоподобных персонажей, которые бы понравились аудитории. Думаю, каждый человек в той или иной форме пережил утрату, но все справляются с ней по-разному. Кто-то пытается проработать потерю, разговаривает о ней с другими, а кто-то просто не может двигаться дальше, и тогда она превращается во что-то ужасное. И важно показывать это, потому что в каждом из нас есть сторона, с которой мы предпочитаем не иметь дела.
Ранимое обаяние Фроста вполне способно растопить несколько ледников в Арктике и затопить тем самым половину Европы, не сильно отстает от него и малоизвестный пока актер Самсон Кайо, сыгравший вторую главную роль (не уверен, что он справится с ледником, но, скажем, с разморозкой холодильника — вполне). А еще в «Искателях» можно увидеть чудесного Малкольма Макдауэлла, идеально воплотившего образ ворчливого старичка, находящегося на грани реальности и помешательства, и Джулиана Барретта, появление которого заставит всплакнуть всех поклонников «Майти Буш».
К слову, «искателям» свойственен исконно британский дух скетч-комедий — среди авторов сценария Джеймс Серафинович, работавший над «Шоу Питера Серафиновича», а главный злодей, доктор Питер Тойнби (его как раз сыграл Барретт), несмотря на многочисленные убийства, смотрится очень забавно. Смерть этого персонажа в финальном эпизоде достойна занесения в список самых гротескно нелепых в истории, если такой существует.
Элтон относится к типу людей, которых нужно подтолкнуть к тому, что они всегда хотели сделать, но боялись. И именно это даст ему встреча с персонажем Ника. Элтон перестает убегать от своей травмы и идет навстречу ей.
Во всей этой чудаковатой пиквикской атмосфере с Макдауэллом, пытающимся избавиться от фотофильтра с зайчиками, и вышками 6g, противостоящим магическим заговорам, совсем забываешь про страх, хотя в сериале достаточно жуткого вида призраков вроде горящей женщины с немигающим взглядом. «Искатели» этим сочетанием комичного и жуткого напоминают эксперимент Макса Лэндиса по переносу «Дирка Джентли» на американское телевидение.
Вот чего сериалу недостает, так это соответствующего содержанию оформления. Режиссером всех серий выступил Джим Филд Смит, работа которого заставляет с сожалением вспоминать об Эдгаре Райте — давнем соратнике Пегга и Фроста, обладающем уникальным даром визуального и монтажного юмора. Картинка до неприличия прилежна, если не считать заигрываний с расфокусом, но при этом до обидного неоригинальна. Это оставляет вопрос о втором сезоне, о планах на который в интервью говорил сам Фрост, открытым. Последний эпизод, открывший реальное лицо героев Пегга и Келли Макдональд с ее вездесущим шотландским акцентом, оставил после себя огромный клиффхэнгер. Но не слишком ли оригинальны «искатели» для Amazon Originals?
Цифра 1597 появляется в течение всего сезона. В первом эпизоде 1111, звучащая на радиочастоте, меняется на 1597, во втором 1597 обозначает позывной, предупреждающий солдат о вторжении, в четвертом 1597 — это номер подопытной мыши, бегущей по лабиринту, а в седьмом число можно увидеть в наименовании стиральной машины — Hotwash 1597.
В пятой серии персонаж Малкольма Макдауэлла подвергается гипнотической технике, включающей быстрое мигание изображений на экране, что отсылает к знаменитой сцене «обработки» другого его персонажа — Алекса из фильма «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрика.
«Искатели правды» — это второе совместное телешоу, созданное лучшими друзьями Ником Фростом и Саймоном Пеггом после завершения сериала «Долбанутые». Они также вместе снялись в шести фильмах.
Если вбить в браузере веб-адрес, указанный на фургоне Гаса, — thesmylenetwork.com, то откроется сайт компании — создателя сериала — Amazon Smile.