Кул стори, бро
Формат документального кино уже давно освоен стриминговыми платформами как источник оригинальных историй и необычных воплощений — зачем что-то выдумывать, когда окружающая реальность с избытком пестрит готовыми сюжетами? Но, помимо уверенно стоящих отличников, в строю документального контента можно найти и очень спорные вещицы. Среди них — нетфликсовский научно-популярный сериал History 101. Это проект любопытного, хотя отнюдь не оригинального формата: короткие фрагменты за 30 минут берутся рассечь по сердцевине важнейшие явления культуры, экономики, науки, политики, приключившиеся с нашей планетой за последний век. Пару лет назад Netflix запустил документальный сериал Explained, состоящий из маленьких эпизодов-лекций. В каждой серии приглашенная звезда рассказывает о явлениях самых разных областей (обозначим широту разброса: травка, крикет, женский оргазм, астрология, музыка и так далее). Так вот History 101 — что-то вроде младшего брата-неудачника.
Конечно, формат удобен своей ненавязчивостью: эпизоды никак между собой не связаны, поэтому можно спокойно включить одну-другую серию и зарядиться знанием на сон грядущий, не рискуя зависнуть в интернете на лишние несколько часов. К тому же список тем тянет на статус «обо всем на свете»: СПИД, фаст-фуд, роботы, ДНК и так далее — всего десять штук на любой вкус и цвет. Мини-уроки истории, преподаваемые анонимным женским голосом, дают краткую информационную выжимку, не слишком углубляясь, но освещая проблемное поле темы. В кадре резво смонтированная хроника чередуется с инфографикой — пожалуй, самой впечатляющей частью сериала. Оригинальные аналогии доступно объясняют суть информации, скрывающейся за цифрами и процентами (например, вы знали, что за 2015 год в мире было произведено такое количество пластика, которое могло бы заполнить все небоскребы Нью-Йорка?). В итоге получается ликбез по истории ХХ века, если вы что-то пропустили, а страницу на Википедии открыть лень.
Но стремление сделать из информационных сводок о ключевых темах современного мира экшен-сериал иногда вынуждает авторов подчинять факты жесткой драматургии. Например, один из самых показательных эпизодов посвящен космической гонке двух аббревиатурных держав-гигантов — США и СССР. Исторические факты, связанные с этапами покорения космоса, упакованы в жанровую оболочку с интригами, саспенсом, твистами и, конечно, эпичной закадровой музыкой. Но самое интересное даже не в том, как ловко авторы подстраивают историю под формат, а в том, как аккуратно история ими редактируется. Эпизод начинается с небольшого флешфорварда: зрителям показывают космонавта Сергея Крикалева, который в августе 1991 года застрял на космической станции «Мир», потому что родине было не до него — на Земле вовсю разрушался Советский Союз. То, что еще в июле Крикалев решил остаться с другим экипажем как бортинженер, закадровый голос не уточняет. Помимо вольности при интерпретации исторических фактов, авторы History 101 почти незаметно и дозированно вкрапляют в последовательный рассказ легкий субъективный взгляд. В канву научных фактов и статистики вплетаются недвусмысленные формулировки: то, например, ироничное замечание в сторону стран ОПЕКа, то легкая, почти безобидная насмешка над лидером Китая.
Проблема сериала History 101 в том, что он точку зрения выдает за факт. Любая реплика воспринимается как непреложная истина, потому что закадровый голос выравнивает все единой неменяющейся интонацией, а сомнительная попытка подойти с одной линейкой к таким разным темам, как феминизм и ядерная энергия, неизбежно упрощает анализ проблемы. Вместо уточнений и необходимых пояснений в скобках — красочная статистика и изощренная анимация. Потому что так зрелищнее. Но строит признаться, что информативность History 101 не дотягивает до шок-контента (хотя сериал очень пытается): про пластик и роботов мы узнали все, когда еще лет десять назад смотрели по СТС «Галилео».