Прощание с героями грустной комедии от Чака Лорри и Майкла Дугласа
Знаменитый дирижер Леонард Бернстайн, говоря о Девятой симфонии Малера, заметил как-то, что таким образом композитор, уже знавший о неизлечимом заболевании сердца, четыре раза попрощался с жизнью (симфония была четырехчастной). Достигший уже преклонных лет, создатель популярных ситкомов Чак Лорри, известный по сериалам «Теория большого взрывы» и «Два с половиной человека», в «Методе Комински» если и не прощается с жизнью, то подводит ее итоги, возможно, впервые за долгую карьеру говоря искренне. Таким образом, три сезона этого сериала — это три способа поговорить о конце всех концов.
Тема смерти, если продолжить сравнение с музыкой, является в «Методе Комински» основной, сшивая все три его сезона в единое целое. Так, в первом один из двух главных героев, успешный голливудский агент в отставке Норман Ньюлэндер в исполнении обаятельно ворчащего Алана Аркина, примиряется с уходом горячо любимой жены. Во втором о смерти приходится задуматься уже его другу Сэнди Комински — талантливому актеру, упустившему все шансы стать успешным и смиренно преподающему актерское мастерство в собственной студии, — он узнает о том, что болен раком.
В третьем и последнем сезоне смерть неожиданно и незаметно подобно тьме, с заходом Солнца мстительно поглощающей день, настигает самого Нормана, ушедшего тихо, между сезонами (Алан Аркин, благодарение небесам, вполне здоров, настолько, насколько это возможно в 84 года). И теперь безутешному и все еще незрелому Сэнди приходится справляться с горем и шире с существованием в одиночку, возможно, впервые в жизни. Так что третий сезон — это еще и роман-взросление очень пожилого молодого человека.
В качестве ответа на столь серьезные проблемы Лорри, к счастью, не строит серьезных мин и не изображает из себя ярмарочного софиста, торгующего прописными истинами, — серый, слегка приглушенный и чаще всего старческий юмор, при помощи которого Норман и Сэнди боролись с «болезнью смерти», в третьем сезоне становится на один оттенок темнее. В полном согласии с этим премьерный эпизод третьего сезона начинается с похорон Нормана, усыпанных привычными «лоррианскими» едкими шутками о вере Нормана в атеизм и о том, какой занозой в заднице он был, и продолжается типичными для Сэнди проблемами — сожалениями о неудавшейся карьере и попытками примириться с прошлым, в котором было немыслимое количество разводов.
Смерть как основной двигатель сюжета пробуждает в Сэнди решимость взять себя в руки и научиться быть ответственным. Взросление Сэнди хорошо заметно в ситуации с Роз — любимой бывшей женой, умирающей от рака. Об этом Сэнди узнает, готовясь к свадьбе их общей дочери Минди. Прежде сбегавший от трудностей и сосредоточенный исключительно на себе, Комински окружает Роз заботой и остается с ней до самого конца. Ситуация кажется однозначно драматичной, однако Лорри и тут умудряется добавить ей ироничной двусмысленности, выбирая на роль Роз актрису Кэтрин Тернер, сыгравшую возлюбленную Майкла Дугласа в знаменитом приключенческом фильме 1984 года «Роман с камнем».
К концу сезона Сэнди занимает место Нормана, к которому обычно все обращались за помощью. Это символически выражается в том, что Норман оставил Сэнди распорядителем своего огромного наследства и определителем будущего его нестабильной дочери Фиби (Лиза Эдельштейн) и внука Робби (Хэйли Джоэл Осмент).
Несколько разбавляя грусть, которую «Метод Комински» всячески приветствует, Лорри припас для Сэнди небольшой подарок. Перед смертью Норман рекомендовал Сэнди знаменитому режиссеру Барри Левинсону на роль в экранизации романа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», за которую Комински получает долгожданный «Оскар». Неубедительный, но живописный жест, который несколько смягчает расставание с сериалом и раскрывает метод Комински — все (даже сериалы) когда-нибудь заканчивается, но это не повод отчаиваться.
О событиях первого и второго сезонов можно прочесть в наших карточках.
В 2019 году «Метод Комински» взял «Золотой глобус» в номинации «Лучший комедийный сериал», а Майкл Дуглас получил статуэтку как лучший актер комедии.
В одной из серий у Сэнди Комински обнаруживают рак легких. Исполняющий его роль Дуглас сумел победить рак гортани в 2011 году.
Если вы задаетесь вопросом, почему мы проводим похороны во внеконфессиональной часовне вместо синагоги с раввином, то это потому, что так захотел Норман. Перед смертью он мне сказал: «Сэнди, если ты положишь мое тело в лодку и отправишь ее вниз по течению реки, я не против. Главное, обойтись без всей этой религиозной чуши.
Когда это случилось, боль от утраты была слишком сильной. Но со временем моя способность испытывать горе усиливалась, пока не стала частью меня. Это стало своего рода принятием, что, наверное, и называют мудростью.