Реалистичный мини-сериал о детской травме, которая неизбежно приводит к аддикции
«Тебе жаль, что он [отец] умер?» — задает вопрос драгдилер Пьер. «Мне жаль, что он жил», — отвечает Патрик. «Но без него не было бы тебя», — подчеркивает Пьер, наблюдая за собеседником. «Нельзя быть слишком эгоистичным в таких вещах», — парирует Патрик.
Вероятно, судьба сериала была задолго предопределена культовым статусом книжной пенталогии о Патрике Мелроузе. Беспринципная история, написанная классиком современной литературы Эдвардом Сент-Обином, позволила с выразительной органичностью встроиться в кинематографическое полотно фильма, не потеряв главного — интонации. Сент-Обин — художник с удивительной красоты стилистическим языком, что позволяет ему экспериментировать с разными тонами, казалось бы, цельного произведения. Однако главы в данном автобиографичном романе (писатель в детстве подвергся сексуальному и психологическому насилию) — это все же отдельные повести, создававшиеся в разное время начиная с 1992 года. Пятикнижием роман стал в 2012-м, когда последняя повесть была опубликована спустя двадцать лет после первой. В то же время стало ясно — сериал наконец может состояться.
Главный герой — Патрик Мелроуз — плейбой, безуспешно пытающийся завязать с запрещенными веществами. Масло в огонь подливает новость о кончине отца, которую Патрик (Бенедикт Камбербэтч), к удивлению, воспринимает с улыбкой. Страх перед длительным перелетом рейсом Лондон — Нью-Йорк и последующей ломкой заставляют его принять очередную дозу и дать обещание, что эта последняя: «По крайней мере — это в последний раз, среди других последних». Герой отправляет тело отца на кремацию, снимая головные боли бутылкой крепкого алкоголя и многочисленными рюмками мартини. Благодаря флешбэкам зритель догадывается, что краеугольный камень зарыт в детстве. Родители-аристократы с раннего возраста недолюбливали Патрика. Более того: со стороны отца-монстра он подвергался харассменту, а матерью был практически отвергнут. Впоследствии о своем отце Патрик скажет: «Я устал ненавидеть его. Этого мало. Если я хочу вернутся в мир, я не про этот вот, а про реальный мир, научиться чему-то, внести свой вклад, жить, а не просто выживать, то я должен сказать обо всем этом вслух».
Первым делом обращаешь внимание, как режиссер — тезка писателя Эдвард Бергер, знакомый по сериалам «Террор» и «Германия 83», весьма естественно поставил сцены с изменяющими состояние веществами. Он же принимает решение — оставить трипы без свойственных им фантасмагорических причуд. Сосредоточенность на конвульсиях главного героя удерживает зрителя в безотрывном наблюдении за невероятно чуткой и ироничной (в духе черной комедии) работой одной из лучших ролей Бенедикта Камбербэтча. В интригующей безнравственности и холодном отчуждении героев-родителей также рождаются важнейшие роли в карьере Хьюго Уивинга (отец Патрика — Дэвид Мелроуз) и номинантки на «Оскар» Дженнифер Джейсон Ли (мать Патрика — Элеонор Мелроуз). Стоит отметить талантливую работу художника-постановщика Тома Бертона, принимавшем участие в королевском хите «Екатерина Великая» и чопорном «Ночном администраторе», получившем три «Золотых глобуса».
Эдвард Бергер, как и Эдвард Сент-Обин, постарался поместить зрителя во внутренний мир «торчка», дабы получить хотя бы одну вескую причину, с которой связана зависимость. Однако зрителю достаются сразу несколько весомых аргументов, среди которых может быть не только несчастное детство, но и невыносимая интеллигентная среда. Бергер деликатно, с осторожностью вводимой инъекции, создает произведение — не повреждая при этом ткани самого первоисточника.