«Шторм» — это амбициозный восьмисерийный сериал, снятый режиссером Борисом Хлебниковым по сценарию Натальи Мещаниновой. Такой тандем — уже залог успеха и гарантия качества. Борис Хлебников («Коктебель», «Сумасшедшая помощь») — известный российский автор, ставший одним из вестников новой русской кинематографической волны нулевых — десятых. Наталья Мещанинова — не только талантливая сценаристка, но и режиссер («Комбинат "Надежда"», «Сердце мира»). В команде они уже работали, сотворив культовую «Аритмию» и нашумевшую «Обычную женщину». Их детища — интеллигентные, сбалансированные произведения, с выверенной, жизненной драматургией, гуманистической интонацией и погружающей визуальной составляющей. Это настоящий русский реализм, но не мрачный и беспросветный, а обладающий внутренним светом и надеждой на лучшее в человеке. Глубокие характеры обычно воплощают замечательные, талантливые актеры.
Что касается «Шторма», то это проект жанровый, то есть априори более сложный для гармоничного исполнения, не штампованного многолетними клише федерального ТВ. Криминальная драма, поднимающая насущные вопросы коррупции и полицейского произвола, рассказывает о двух закадычных приятелях из Следственного комитета, столкнувшихся с большим моральным препятствием на пути их дружбы. Сергей Градов (Александр Робак) — глава отдела по экономическим преступлениям, «мужик» со стальным характером, четкими моральными принципами и установками, которые, впрочем, довольно гибки, в рамках отражающей российский менталитет пословицы «Закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло». Иными словами, долгие годы работая в системе, он уяснил, что на войне все средства хороши, и действует жестко, не гнушаясь различными методами. Он — настоящий стратег, а его многоходовые логические схемы вызывают искреннее удивление. Юрий Осокин (Максим Лагашкин) — глава убойного отдела, заподозривший друга в получении крупной взятки и превышении полномочий, чья совесть не позволяет ему оставить это без внимания. Он начинает тайно расследовать дело, в котором замешан Градов.
А дело следующее: в городе из-за сильного снегопада обрушилась крыша торгового центра, погибли дети, многие — в реанимации, с тяжелыми травмами. Глава строительной фирмы, руководивший постройкой, одновременно кандидат в мэры Сергей Крюков (Геннадий Смирнов) — якобы не при делах и ничего не знал о многочисленных нарушениях ГОСТов и финансовых махинациях в процессе строительства. Градов и Осокин ненавидят «зажравшихся», хотя сами живут явно неплохо, и намерены засадить лживого Крюкова, считающего себя «хозяином жизни», способным купить и прокуратуру и свидетелей. Но тут в дело вмешивается судьба — у любимой женщины Градова, Марины (Анна Михалкова), обнаружена тяжелая стадия смертельного гепатита С, требуется дорогостоящая операция в Германии. Перед Градовым встает моральный выбор — получить от Крюкова взятку, тем самым войдя в его список «купленных», либо нет. Хитроумный Градов выбирает третий вариант — совместить все возможные пути развития событий в сложной, противоречивой, далекой от морали, схеме, которая повлечет за собой множество непредсказуемых сюжетных ходов, ужасающих своим разрушительным масштабом.
Размытость личной морали — главное достоинство сериала, делающее его правдивым и реалистичным. Здесь нет однозначно хороших и плохих персонажей, все они — обычные люди со своими проблемами, травмами, выборами и ошибками. Все они преступают закон по тем или иным причинам, но это не всегда делает их отпетыми мерзавцами. Скорее продемонстрировано порочное колесо системы, заставляющей людей выбирать сторону зла. Противодействие человека и государственного аппарата — исконная русская тема, канонизированная еще пушкинским «Медным всадником». Каждый человек — ее винтик, маленькая часть огромного слаженного механизма, работающая по его законам, выбирая свой путь: исправно функционировать или сломаться. Но в этой схеме всегда остается множество нюансов, множество уникальных тонкостей, из которых состоит индивидуум. Так и наши персонажи — в них есть не только должностное, но и человеческое. И это человеческое — и есть внутренний фокус сериала, заботливо обнажаемый авторами-филантропами.
Любовь — то, что еще действительно может спасти мир. То, что способно спасти железного Градова от потери души и сердца — его нежное, почти детское чувство к Марине, ради которой он и идет на преступления. К слову, Марина — преподаватель психологии в университете, дама прогрессивная, отстаивающая права женщин на самоопределение в отношениях, учащая студентов избегать токсичных схем взаимодействия, вырабатывать равенство партнеров, целостность каждой отдельной личности. В сериале у всех мужских персонажей есть удивительные спутницы, интересные, сильные и самодостаточные женщины, чьи характеры отлично прописаны. Подруга Осокина, с которой тот состоит в открытых отношениях, — Женя (Анна Котова), сначала может показаться недалекой, но затем мы видим раскрытие ее потенциала, ее силы. Жена Крюкова, Ольга (Наталья Рогожкина), также из числа второстепенных персонажей постепенно выходит на первый план. И, таким образом, деликатно, не истерично-показательно, сериал вписывается в фем-повестку.
Психологические выкладки, которые периодически дает Марина, — неслучайны. Сериал затрагивает не просто важные внешние общественно-политические (коррупция, беззаконие) и социальные (дестигматизация больных) темы, но и более глубинные, связанные с самим устройством человека и социального организма. Речь о тех травмах, которыми непременно, против собственной воли, награждают родители, взращенные многовековой системой кнута и пряника, своих детей, поколение за поколением пестуя репрессивные модели и установки, связанные с подавлением чувств, накоплением гнева и обид. Разгерметизация чувствительности — важное достижение Хлебникова и Мещаниновой: их герои, а что немаловажно для российского сознания — мужчины, свои эмоции и травмы проявляют. А проживание травмы — необходимый этап для ее преодоления. Если перенести родительские метафоры на государство и национальное самосознание, в том числе коллективное бессознательное — это проживание и «проговаривание» крайне ценно и терапевтично. Более того, еще и зрительски увлекательно, универсально, честно и вовсе не стыдно.