18+

Шторм
(1 сезон)

Дата выхода
5 сентября 2019 года
Страна
Россия
Жанр
драма, детектив
Режиссёр
Борис Хлебников
Телеканал/Видеосервис
START, Premier
Серий в сезоне
8
Продолжительность
59 мин
О сериале
Берегись следователя
В ролях
Варя, дочь Марины
Александр Робак
Сергей Градов
Максим Лагашкин
Юрий Осокин
Анна Котова
Женя
Геннадий Смирнов
Семен Крюков
Наталья Рогожкина
Ольга Крюкова
Михаил Брашинский
Гриша, адвокат Крюкова
Александр Мосин
Моргулис
Максим Яковлев
Саша, помощник Градова
Рейтинг сериала
7 /10Рейтинг кинокритиков
6.6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Берегись следователя

«Шторм» — это амбициозный восьмисерийный сериал, снятый режиссером Борисом Хлебниковым по сценарию Натальи Мещаниновой. Такой тандем — уже залог успеха и гарантия качества. Борис Хлебников («Коктебель», «Сумасшедшая помощь») — известный российский автор, ставший одним из вестников новой русской кинематографической волны нулевых — десятых. Наталья Мещанинова — не только талантливая сценаристка, но и режиссер («Комбинат "Надежда"», «Сердце мира»). В команде они уже работали, сотворив культовую «Аритмию» и нашумевшую «Обычную женщину». Их детища — интеллигентные, сбалансированные произведения, с выверенной, жизненной драматургией, гуманистической интонацией и погружающей визуальной составляющей. Это настоящий русский реализм, но не мрачный и беспросветный, а обладающий внутренним светом и надеждой на лучшее в человеке. Глубокие характеры обычно воплощают замечательные, талантливые актеры.

Очень сложно делать жанр в России. Никаких константных вещей здесь нет. И я не могу назвать ни одну профессию у нас, которая не несет в себе двойное дно. Ни врач, ни чиновник, ни бизнесмен. Не хотелось делать честных ментов, потому что я в них не верю. Хотелось сделать сложных.
Борис Хлебников, «Кинопоиск»
 

Что касается «Шторма», то это проект жанровый, то есть априори более сложный для гармоничного исполнения, не штампованного многолетними клише федерального ТВ. Криминальная драма, поднимающая насущные вопросы коррупции и полицейского произвола, рассказывает о двух закадычных приятелях из Следственного комитета, столкнувшихся с большим моральным препятствием на пути их дружбы. Сергей Градов (Александр Робак) — глава отдела по экономическим преступлениям, «мужик» со стальным характером, четкими моральными принципами и установками, которые, впрочем, довольно гибки, в рамках отражающей российский менталитет пословицы «Закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло». Иными словами, долгие годы работая в системе, он уяснил, что на войне все средства хороши, и действует жестко, не гнушаясь различными методами. Он — настоящий стратег, а его многоходовые логические схемы вызывают искреннее удивление. Юрий Осокин (Максим Лагашкин) — глава убойного отдела, заподозривший друга в получении крупной взятки и превышении полномочий, чья совесть не позволяет ему оставить это без внимания. Он начинает тайно расследовать дело, в котором замешан Градов.

А дело следующее: в городе из-за сильного снегопада обрушилась крыша торгового центра, погибли дети, многие — в реанимации, с тяжелыми травмами. Глава строительной фирмы, руководивший постройкой, одновременно кандидат в мэры Сергей Крюков (Геннадий Смирнов) — якобы не при делах и ничего не знал о многочисленных нарушениях ГОСТов и финансовых махинациях в процессе строительства. Градов и Осокин ненавидят «зажравшихся», хотя сами живут явно неплохо, и намерены засадить лживого Крюкова, считающего себя «хозяином жизни», способным купить и прокуратуру и свидетелей. Но тут в дело вмешивается судьба — у любимой женщины Градова, Марины (Анна Михалкова), обнаружена тяжелая стадия смертельного гепатита С, требуется дорогостоящая операция в Германии. Перед Градовым встает моральный выбор — получить от Крюкова взятку, тем самым войдя в его список «купленных», либо нет. Хитроумный Градов выбирает третий вариант — совместить все возможные пути развития событий в сложной, противоречивой, далекой от морали, схеме, которая повлечет за собой множество непредсказуемых сюжетных ходов, ужасающих своим разрушительным масштабом.

Это история не про полицию, не про Следственный комитет, а про людей и выбор, который мы каждый день делаем. В нашем государстве, при нашей системе мы каждый день выбираем сторону, кого поддержать, а кого нет. Где промолчать и посмотреть со стороны, а где уйти в омут с головой.
Александр Робак, «Кинопоиск»
 

Размытость личной морали — главное достоинство сериала, делающее его правдивым и реалистичным. Здесь нет однозначно хороших и плохих персонажей, все они — обычные люди со своими проблемами, травмами, выборами и ошибками. Все они преступают закон по тем или иным причинам, но это не всегда делает их отпетыми мерзавцами. Скорее продемонстрировано порочное колесо системы, заставляющей людей выбирать сторону зла. Противодействие человека и государственного аппарата — исконная русская тема, канонизированная еще пушкинским «Медным всадником». Каждый человек — ее винтик, маленькая часть огромного слаженного механизма, работающая по его законам, выбирая свой путь: исправно функционировать или сломаться. Но в этой схеме всегда остается множество нюансов, множество уникальных тонкостей, из которых состоит индивидуум. Так и наши персонажи — в них есть не только должностное, но и человеческое. И это человеческое — и есть внутренний фокус сериала, заботливо обнажаемый авторами-филантропами.

Любовь — то, что еще действительно может спасти мир. То, что способно спасти железного Градова от потери души и сердца — его нежное, почти детское чувство к Марине, ради которой он и идет на преступления. К слову, Марина — преподаватель психологии в университете, дама прогрессивная, отстаивающая права женщин на самоопределение в отношениях, учащая студентов избегать токсичных схем взаимодействия, вырабатывать равенство партнеров, целостность каждой отдельной личности. В сериале у всех мужских персонажей есть удивительные спутницы, интересные, сильные и самодостаточные женщины, чьи характеры отлично прописаны. Подруга Осокина, с которой тот состоит в открытых отношениях, — Женя (Анна Котова), сначала может показаться недалекой, но затем мы видим раскрытие ее потенциала, ее силы. Жена Крюкова, Ольга (Наталья Рогожкина), также из числа второстепенных персонажей постепенно выходит на первый план. И, таким образом, деликатно, не истерично-показательно, сериал вписывается в фем-повестку.

Моя роль сложна, и это та территория, на которую я никогда раньше не заходила. Лет пять назад я бы и пробовать не стала такое играть, но сейчас мне показалось, что мой жизненный опыт дает повод порассуждать на эту тему.
Анна Михалкова, «Кинопоиск»
 

Психологические выкладки, которые периодически дает Марина, — неслучайны. Сериал затрагивает не просто важные внешние общественно-политические (коррупция, беззаконие) и социальные (дестигматизация больных) темы, но и более глубинные, связанные с самим устройством человека и социального организма. Речь о тех травмах, которыми непременно, против собственной воли, награждают родители, взращенные многовековой системой кнута и пряника, своих детей, поколение за поколением пестуя репрессивные модели и установки, связанные с подавлением чувств, накоплением гнева и обид. Разгерметизация чувствительности — важное достижение Хлебникова и Мещаниновой: их герои, а что немаловажно для российского сознания — мужчины, свои эмоции и травмы проявляют. А проживание травмы — необходимый этап для ее преодоления. Если перенести родительские метафоры на государство и национальное самосознание, в том числе коллективное бессознательное — это проживание и «проговаривание» крайне ценно и терапевтично. Более того, еще и зрительски увлекательно, универсально, честно и вовсе не стыдно.

Приморский город, в котором происходит действие сериала, прямо не назван. Съемки велись на острове Котлин, неподалеку от Санкт-Петербурга, где расположен Кронштадт. В 1990-е в нем часто организовывались бандитские сходки, так что атмосфера стала располагающей.

Наталья Мещанинова написала сценарий сериала специально «под актеров», выбранных Хлебниковым для ролей.

История с обрушением крыши торгового центра перекликается с реальной трагедией в Кемерово, где под обломками ТЦ «Зимняя вишня» погибли дети и взрослые. Но сценарий сериала был написан ранее, предсказав таким образом трагедию.

В сериале содержится нецензурная брань, для придания реалистичности персонажам, обычным людям в стрессовых ситуациях.

Лучшие цитаты:

— Можем как-то договориться?
— Нет.
— Ты че, бессмертный, Сереж?

В друга будешь стрелять? Ну давай.
Если воруешь, делай хотя бы тихо, так, чтобы детей не накрыло.
Александра Шаповал
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)