18+

Американская утопия

American Utopia
Дата выхода
17 октября 2020 года
Страна
США
Жанр
мюзикл, музыка, документальный
Режиссёр
Спайк Ли
Телеканал/Видеосервис
HBO Max
Продолжительность
2 ч 15 мин
О сериале
Дэвид Бирн и Спайк Ли сделали мюзикл, чтобы зритель смог насладиться ощущением дороги, ведущей в никуда
В ролях
Дэвид Бирн
играет самого себя
Крис Джиармо
играет самого себя
Тендаи Куумба
Бобби Вутен III
играет самого себя
Карл Мэнсфилд
играет самого себя
Густаво Ди Дальва
играет самого себя
Жаклин Асведо
Энджи Свон
Мауро Рефоско
играет самого себя
Дэниэл Фридман
играет самого себя
Стефан Сан Хуан
играет самого себя
Рейтинг сериала
7.9 /10Рейтинг кинокритиков
6.5 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Дэвид Бирн и Спайк Ли сделали мюзикл, чтобы зритель смог насладиться ощущением дороги, ведущей в никуда

В 1984 году вышел концертный фильм Stop Making Sense. Выступления в поддержку культового альбома группы Talking Heads «Speaking in Tongues» снял Джонатан Демми. Картина сразу же получила восторженные отзывы критиков и понравилась даже кинокритику Полин Кейл, которая нечасто соглашалась с коллегами. Тогда великая Кейл отметила, что фильм «близок к совершенству».

36 лет спустя Stop Making Sense считается одним из лучших музыкальных фильмов в истории. Фронтмена Talking Heads Дэвида Бирна c тех пор запомнили в образе обаятельного эксцентрика в безразмерном сером костюме, словно прилетевшего с другой планеты. О своей замкнутости и некоммуникабельности в те годы Бирн говорил поэтично: «Я пишу песни о маленьких вещах. О бумаге, животных, доме. А любовь — штука большая. Несколько песен о любви я написал, но в этом фильме я исполняю их для лампы». В 80-е самую известную и, пожалуй, личную композицию This Must Be the Place (Naive Melody) он действительно исполнял на сцене в обнимку с торшером, ставшим знаковым предметом интерьера американских домов и занявшим большое место в сердце Дэвида Бирна.

Как фильм повлияет на поведение американцев? Как художники, мы понимаем, что на самом деле не всегда знаем, какой ответ аудитории хотим получить.
Спайк Ли, режиссер

Как снять новый фильм и избежать самоповторов? Как сделать это достойно без других участников распавшейся группы Talking Heads? Как показать изменение настроений в обществе, где на смену чудаковатому индивидуалисту и «я» приходит многоголосое «мы», соединившееся в танце? Для этого нужно быть Дэвидом Бирном. И Спайком Ли, который создал экранную адаптацию театрализованной концертной постановки American Utopia.

Два ярких представителя культуры Нью-Йорка знакомы давно, но смогли поработать вместе только сейчас. В онлайн-интервью на международном кинофестивале TIFF в Торонто, где состоялась премьера «Американской утопии», Бирн отметил, что больше не мог молчать о неравенстве и расколе во всем мире. Сложно представить, кто соединил бы мысли и хиты Бирна в единый и внятный посыл так же, как это умеет делать Спайк Ли. На протяжении своей карьеры американский режиссер обнажает самые неуютные уголки человеческого взаимодействия и, несмотря на яркую форму, умудряется избегать прямолинейности и дидактизма.

«Американскую утопию» открывает композиция Here с последнего альбома музыканта. На сцене только Бирн. Вместо безразмерного пиджака на нем узкий костюм, подчеркивающий границы стройного тела. В его руках анатомическая модель человеческого мозга. Текстом песни актер иллюстрирует работу разных отделов органа: один участок отвечает за сомнения, другой — за четкость мыслей, между ними находится мозолистое тело, соединяющее полушария. К концу номера на сцену выходят танцоры и музыканты в таких же облегающих серых костюмах. Некоторые из артистов — иммигранты, каким был и сам Бирн, пока не стал натурализованным американцем.

Я решил адаптировать постановку в фильм, потому что все больше задавался вопросом «Почему мир так разделен?». Я почувствовал, что обязан на этот вопрос как-то ответить.
Дэвид Бирн, исполнитель главной роли, сценарист, продюсер, композитор

Тема иммиграции и американского многоголосия не единственная. Между номерами Дэвид Бирн общается с залом в манере, чем-то напоминающей выступления комика Джерри Сайнфелда. Это универсальные шутки о сложностях межличностной коммуникации, приправленные общественной повесткой о важности голосования в президентских выборах и умения выходить из зоны комфорта, а также памяти о жертвах расовой дискриминации и полицейского беззакония. Несомненно, Спайк Ли поддерживает диалог на каждую из поднятых тем, но последняя для него особенно важна. Может ли ее затрагивать Бирн, успешный белый человек в строгом костюме, пусть и выступающий на сцене без обуви?

Одобрение на разговор о полицейском произволе Дэвид Бирн получил от Жанель Моне, певицы, актрисы и активистки. Ее протестная песня Hell You Talmbout стала постоянным номером American Utopia задолго до мыслей об экранной адаптации. Во время исполнения этой песни голос Бирна впервые слегка затихает ради слияния с другими артистами. Вместе они произносят имена афроамериканцев, погибших от рук полицейских. Кадры со сцены Спайк Ли перемешивает с фотографиями жертв. Вне зависимости от происхождения и цвета кожи все причастные здесь заодно: Бирн, Ли, музыканты и танцоры.

Если в Stop Making Sense Дэвид Бирн был ведущим, пусть и в образе того, кто никак не может увидеть в себе человека, то в «Американской утопии» каждый артист важен в равной степени и сам по себе, и как часть единого ансамбля. Кто-то отвечает за перкуссию, кто-то за бэк-вокал, но вместе они движутся в едином в танце, за которым Ли скрупулезно наблюдает. Снимая участников шоу с разных углов, Спайк Ли и показывает уникальность хореографии каждого, и подводит зрителей к единому катарсису этой талантливой команды единомышленников.

Возвышение человеческого разума и облегчение после сильного чувственного напряжения возможно для них благодаря принятию. Принятию того, что «взаимодействовать с другими сложно», и люди вообще склонны к ошибкам и заблуждениям. Но, даже преодолев внутренние блоки и травмы, мы едва ли поймем, куда и зачем движемся. Что остается хрупкому человеку? Идти по дороге, ведущей в никуда, и бороться с предрассудками ради поиска тех, с кем это приключение никогда не станет бессмысленным.

Почти 40 лет назад Дэвид Бирн пытался преодолеть хаос внутри себя. Сегодня он поет строчки из песни Road to Nowhere с наслаждением, без отчаяния. Вместе Бирн и Ли «делают, как надо», делятся мыслями, которые считают важными, но помнят, что не все их услышат и поймут. Поэтому вместо назидания они выстраивают диалог. Мы не узнаем, поддержала ли бы такой диалог критик Полин Кейл. Тем не менее в 2020 году строчки Бирна звучат убедительнее, чем когда-либо: «Посмотри на того, кто тебя любит, тут безопаснее, чем где-либо еще».

Занавес опускается, зрители расходятся. Для Спайка Ли на этом ничего не заканчивается. Режиссер выводит Дэвида Бирна и артистов постановки из здания театра на улицы Нью-Йорка. Здесь их совместное движение продолжается даже за углом многолюдной авеню. Сейчас, когда мир соблюдает физическую дистанцию, нам никто не мешает преодолеть ментальные границы и задержаться в этом путешествии с ними.

Дэвид Бирн хотел поработать со Спайком Ли с 1986 года, когда увидел его дебютный фильм «Ей это нужно позарез» (She's Gotta Have It).

Фильм стал экранной адаптацией бродвейского шоу Дэвида Бирна. Первое шоу состоялось осенью 2019 года в Нью-Йорке.

В постановку не вошли известные песни группы Talking Heads «Psycho Killer» и «Life During Wartime». Дэвид Бирн отметил, что они не помогают развитию истории в American Utopia.

Оксана Агапова
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)