Если вы смотрели первый сезон «Чудотворцев» и при просмотре второго не можете понять, почему Стив Бушеми, он же «Альфа и Омега» первого сезона, теперь трудится рядовым ассенизатором в небольшом средневековом европейском городе и отзывается на говорящую фамилию Шитшовэлер, а старина Крэйг в исполнении Дэниэла Рэдклиффа больше не помогает страждущим в поисках ключей, а щеголяет с ослепительно самодовольной улыбкой на лице, лишенном всяческих признаков разума и почему-то называет себя принцем, то вам стоит обратить внимание на слово «антология» в названии. Да, теперь «Чудотворцы» не просто сериал на TBS, а антология сериалов на TBS, объединенных названием и актерским составом, что немного напоминает Saturday Night Live, для которого создатель сериала Саймон Рич писал скетчи. Так что нет, это не новая реальность, созданная Б(б)огом, а экранизация нового рассказа Рича.
Актерский состав остался прежним: Джеральдин Висванатхан исполнила роль Александры Шитшовэлер — дочери и наследницы «бизнес-империи» Стива Бушеми, Каран Сони переквалифицировался из помощника Б(б)ога в помощники принца и носит теперь важный титул лорда Векслера, Лоли Адефопи превратилась в монашку Мэги — лучшую подругу Александры, а Джон Басс сыграл ее недалекого братца.
Унаследовал второй сезон и общий оптимистичный тон, резко контрастирующий с характерными для Средневековья предчувствием конца света (хотя, подождите-ка, с концом света покончили еще в первом сезоне) и жестокостью. Впрочем, Средневековье показано весьма условно, о нем напоминают разве что почти стерильно чистые декорации и обыгрывание распространенных в массовой культуре стереотипов вроде всеобщего права на невежество и жестокость. Разумеется, это рождает массу ситуационных шуток и гэгов. Рич не стесняется использовать гиперболу, а подчас и гипер-гиперболу — казни здесь проводятся ежедневно, практически по расписанию — и усиливает комический эффект анахронизмами: обсценная лексика «запикивается», а на главной площади проводят нечто вроде дневного ток-шоу. Да, в атмосфере второго сезона «Чудотворцев» явственно ощущается запах «Монти Пайтона» и «Черной гадюки».
Для справедливости надо признать, что это не «шутки ради шуток», по крайней мере в большинстве случаев. В одном из интервью Рич говорил о том, что хотел рассказать о современных проблемах, рассмотренных под специфическим углом. Шутки используются не только для комичности, но и служат средством раскрытия и понимания мира. В этом отношении весьма характерен гэг, звучащий в одной из первых сцен и раскрывающий одну из главных тем сезона: «О! Вы нашли работу? — Да, Тэд Карпентер (Плотник) работает плотником. — А Мэри Бэйкер работает пекарем. — Напомни, Певерт, чем ты занимаешься?» В другой сцене Эдди (который Шитшовэлер) дарит Александре на выпускной орудие своего труда — лопату, на обратной стороне которой написано R.I.P: «Ее можно будет использовать как надгробие!» Фамилия и происхождение определяют судьбу Александры, и она устраивает нечто вроде бунта в стиле middleage.
От того же страдает принц Чонсли: параллелизм — один из излюбленных приемов Рича. Сын воинственного короля, прозванного Бессердечным, играет с утками и боится собственной тени. Отец вполне открыто выражает ему свое презрение, но Чонсли ничего не может поделать со своей натурой и тяготится происхождением. Нравственное развитие персонажа, попытки найти свое место в мире Александры были заявлены уже в первых двух сериях, а в отличие от первого сезона, насчитывающего только семь эпизодов, во втором будет аж десять! И Рич обещает использовать время с умом и хорошенько раскрыть всех персонажей. «Да, мы решили, что будет правильно сначала познакомить зрителей с героями, а уже потом повышать ставки».
Впрочем, в полной мере доверять Ричу не стоит. Да, в определенный момент жизни героям угрожает опасность, и они встают перед выбором, но сама тональность истории не позволяет поверить в ее серьезность — по законам ироикомического жанра, правила созданного мира не распространяются на главных героев. Рич заботливо проводит их сквозь все ловушки — в том числе и морального толка — и награждает каждого в финале: Чонсли — умом, Александру — смирением, Векслера — признанием, ну, а Эдди Шитшовелера тем, что... он по-прежнему living up to his name, как и всегда мечтал. Что, вероятно, более важно, Ричу удалось сохранить своеобразное обаяние первого сезона с его простыми истинами, легким (если не сказать легчайшим) и отнюдь не американским юмором и прекрасным актерским составом.
Если вы хотите освежить в памяти, что было в первом сезоне, можете прочесть в нашей карточке. Сериал продлили на третий сезон, который выйдет в 2021 году.