В современной поп-культуре уже давно установлено, что комикс – это лишь форма повествования, и рассказывать при его помощи можно истории в любых жанрах и для любой аудитории. Практика доказывает, что это правило работает и зеркально. Любую историю, берущую начало в комиксах, можно адаптировать под новый формат, новый жанр. И в этом контексте отличным примером служит как раз-таки «Пенниуорт».
Среднестатистический зритель четко представляет себе портрет Альфреда Пенниуорта – дворецкого Брюса Уэйна или Бэтмена. Педантичный, воспитанный, в меру циничный и бесконечно преданный, он давно занял свое место в истории мстителя в плаще. И несмотря на свою роль воспитателя и соратника, Альфред всегда оставался на втором плане. Конечно, с определенной периодичностью сценаристы комиксов уже обращались к ранним годам жизни героя, но полноценную линейку комиксов, например, он так никогда и не получил. Эту ошибку и исправляют авторы «Пенниуорта».
«Я не думаю, что можно было выбрать более подходящий сеттинг, чем Лондон 60-х. После войны все меняется. И новые веяния чувствуются во всем: в культуре, в искусстве. Это время надежд, к которому, как я думаю, неслучайно часто обращаются сами англичане, что было самым главным и от чего мы отталкивались. Плюс, конечно, мы должны были сохранять атмосферу DC, а значит – сделать все чуть мрачнее и чуть холоднее. Когда мы достигли этого, наша история буквально заиграла новыми красками».
На дворе 60-е годы. Место действия – Лондон (что делает сюжет более логичным и интересным, нежели очередное явление Готэма). Альфред Пенниуорт – бывший солдат спецслужбы, а теперь охранник в клубе без гроша в кармане и без пяти минут основатель собственной охранной компании. Молодой парень случайно (всего-то стоило наткнуться на еще одну драку) знакомится с Томасом Уэйном. Оказывается, что будущий миллионер – профессиональный финансист, который работает на правительство. Но он нажил себе властных врагов и теперь ищет человека, который поможет ему порвать с хвостом в виде зловещей криминальной организации. Этим человеком и оказывается Альфред: так он попадает в водоворот гангстерских разборок и больших заговоров.
И на самом деле история чувствует себя в разы свободней без Бэтмена. Да, зритель может задаться вопросом – а что вообще шпион Томас Уэйн делает в Англии вместо своей докторской карьеры в Готэме. Зато Альфреду идет британский акцент. И Лондон середины XX века здорово отличается от уже приевшегося Готэма. Здесь есть место жанровым канонам: иногда сериал кажется телевизионным производным от бондианы и «Агентов А.Н.К.Л.» Гая Ричи. Если от первого ему достался целый ворох жанровых особенностей вроде больших заговоров или роковых красоток, то от второго – отличное чувство юмора, ретро-стилистика и в целом более легкомысленный тон.
«Наш герой – молодой парень, отец которого работал дворецким и ждет того же от своего сына. Но это последнее, чем хочет заниматься сам Альфред. Так бывает со всеми, и все мы со временем понимаем, что каждый из нас в той или иной степени должен служить кому-то».
При этом «Пенниуорт» – не первая попытка показать на экранах предысторию Альфреда. Похожий трюк проворачивали сценаристы «Готэма» от FOX, где молодые Пенниуорт и инспектор Гордон знакомились с городским криминалитетом, пока мальчик Брюс Уэйн учился принимать смерть родителей. Несмотря на хороший психологический потенциал, к финалу сериал (пусть это и не плохо) превратился в галерею ярких предысторий злодеев, совсем забыв о своих положительных героях. Поэтому кое-что ключевое у «Пенниуорта» получается лучше: парадоксально, но сериал без Брюса Уэйна лучше, чем сериал с ним объясняет, почему вообще Альфред служит его родителям, а затем и ему. Здесь у сценаристов есть время и возможность показать, как развиваются отношения между Альфредом и Уэйнами, пусть финал сезона и остается открытым: главный герой пока все еще сам по себе. Кажется, это же можно сказать и про сам сериал в контексте других шоу по вселенной DC. От собратьев по жанру его отличает то, что он абсолютно самостоятелен.
«Пенниуорт» был запущен на канале Epix, и это фактически не позволяет ему кроссоверов с продуктами каналов CW или DC Universe. Возможно, правообладатели не ждали чего-то глобального от сериала, а возможно, с самого начала просто не планировали сюжетно связывать его с другими своими шоу (хотя, как показала практика с кроссовером между Флэшами из кино- и теле-вселенной, при желании возможно все). Единственная связь этого Альфреда с его комиксным будущим – язвительные комментарии о том, что он точно никогда не пойдет по пути своего отца, который, конечно же, тоже был дворецким.
Да, «Пенниуорт» – сериал, не обязательный к ознакомлению фанатам вселенной DC. Однако ему все равно нельзя отказать в том, что это самостоятельный и бодрый фанфикшн, который не ограничен сюжетными рамками и десятками биографий. Ему можно не стесняться оригинальных решений и заигрывать с каноном. Даже без малейших намеков на супергеройскую тематику Альфред местного розлива максимально комфортно чувствует себя в классическом шпионском жанре, разбавленном доброй порцией юмора. А большего и не надо – не зря он уже продлен на второй сезон.
Поскольку действие сериала разворачивается в Англии 60-х годов, саундтрек основан на музыке того времени, а названия серий отсылают к английским певицам и актрисам той эпохи.
По словам сыгравшего роль Альфреда Джека Бэннона, он вдохновлялся образом Майкла Кейна (Альфред из трилогии Кристофера Нолана).