18+

Дикая - дикая страна
(1 сезон)

Wild, wild country
Дата выхода
16 марта 2018 года
Страна
США
Жанр
документальный, биографический
Режиссёр
Чэпман Расселл Вэй, Маклейн Вэй
Телеканал/Видеосервис
Netflix
Серий в сезоне
6
Продолжительность
6 ч 43 мин
О сериале
Документальный сериал про Ошо
В ролях
Ошо
играет самого себя
Ма Ананд Шила
играет самого себя
Джейн Сторк (Ма Шанти Би)
играет самого себя
Филипп Тyкес (Свами Прем Нирен)
играет самого себя
Джордж Мередит
играет самого себя
Джон Бауэрман
играет самого себя
Джон Сильвертуз
играет самого себя
Розмари МакГрир
играет самого себя
Ма Прем Саншайн
играет самого себя
Роберт Вивер
играет самого себя
Кришна Деви
играет самого себя
Рейтинг сериала
8.1 /10Рейтинг кинокритиков
6.6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Документальный сериал про Ошо

Документальные фильмы и сериалы, особенно небанально поданные, часто опережают художественные по зрелищности, ведь реальность всегда предоставляет самые нетривиальные и порой фантастические сюжеты. Один из таких примеров — сериал пионера зрительской документалистики Netflix «Дикая, дикая страна», рассказывающий об уникальном историческом прецеденте: эмиграции в США из Индии в начале 1980-х огромной коммуны последователей духовного учения одиозного гуру Бхагвана Раджниша, широкого известного в мире как Ошо. На ранчо, приобретённом в штате Орегон, представители объединения построили собственный город Раджнишпурам на принципах «любви, гармонии и мира». Но утопическая мечта о «земле обетованной» обернулась конфликтом с местными жителями и властями и вылилась в национальный, а затем и международный скандал, завершившийся судами, арестами и депортациями.

Подробное погружение в предысторию хорошо даёт понять, как трансформировался со временем образ Ошо. Пророк эпохи нью-эйдж начал свою деятельность ещё в 60-е, постепенно привлекая в Индию учеников со всего мира. Интеллектуальная элита и прогрессивная молодёжь передавала из уст в уста легенды об ашраме гуру Раджниша, где проводились динамические медитации, читались философские лекции, расширялись границы уже существующих духовных учений. Наставника считали революционером, создающим нового человека, несущего зёрна различных религий и практик, совмещающего западное и восточное сознание — материализм и спиритуализм: духовность, сексуальность и деньги. Получая пожертвования от богатых европейцев, Ошо не только развивал свой фонд, но и покупал роллс-ройсы и дорогие часы, шил экстравагантные наряды. Он охотно продавал идеи: книги и медитации становились товаром — капиталистическую модель он чтил, как и многие бедные индийцы, грезящие о великой «стране свободы», которая в итоге его отвергла.

«Наша задача — пробудить в аудитории критическое мышление, вынести самостоятельное суждение о случившемся. Сегодняшний политический климат, к сожалению, толкает людей немедленно разграничивать хорошее и плохое, правильное и неправильное, левое и правое. Я и сам этим грешу, когда смотрю новости».

Режиссер Чэпман Вэй

Поставленный как динамичный детектив, сериал выдаёт информацию порционно, с задержками дыхания, интригуя и шокируя, заставляя раскрывать рот от удивления. Поражает проделанный командой (работа велась более четырех лет) труд: были найдены и опрошены спустя годы очевидцы, участники и основные герои событий (часть из которых скрывается, опасаясь преследований, их локации остались засекречены), подняты редкие архивные записи, многие из которых, очевидно, личные (снимали и документировали в коммуне очень много, словно зная о будущей судьбе, что позволило сохранить множество уникальных свидетельств). В недрах богатого иллюстративного материала — фото 1968 года: гуру с 16-летней Шилой, его будущей правой рукой и двигателем всей истории, когда он принимал людей ещё у себя на квартире, в скромной белой накидке. Совсем скоро он превратится в рок-звезду — автографы, стадионы — и создаст ашрам в Пуне. А амбициозная Шила, любящая «не медитировать, но работать», станет его личным секретарём в 17 лет, предложив идею переезда всей общины в США. 

Что хорошо, сериал не ставит оценок, но предоставляет взгляд с обеих сторон баррикад, давая возможность сочувствия каждой. Сложно осуждать жителей маленького местечка Антилопа с населением всего в 50 человек, в основном вышедших на пенсию представителей рабочего класса, намеренных встретить старость в уединении и покое, которые с испугом встретили молодых людей в бордовых одеждах около своего городка и «схватились за ружья»: ими, пережившими войну, двигал страх за свою идентичность. То, как ответили на защитную реакцию представители «мирной» коммуны, вызывает куда больше вопросов: массовые закупки оружия, попытки захвата власти в городе и округе, биологическое оружие, прослушки, попытки терроризма и убийств. Самое страшное, что дискредитировала коммуну власть, сосредоточенная в руках всего одного человека — личного секретаря Ошо (Ма Ананд) Шилы.

«Женщины, работающие с нами над сериалом, воспринимали Шилу как сложный феминистский характер. Если сравнивать с поп-культурой, она сродни Чудо-Женщине, супергероине. Шила — определённо феминистка, но она раскрыла свой феминизм через гуру: правда, строила город не для него, а для всего движения, в которое верила. Она была не только матерью для коммуны, но бойцом и защитником».

Братья Вэй

Сериал как раз и разоблачает механизмы работы власти: превращения идеи в идеологию, демократии — в тоталитаризм, пропагандистской работы — в подмене понятий «добра» и «зла», «мира» и «конфликта». Где начинает формироваться иерархия и появляются большие деньги, всё трансформируется, теряя человеческое лицо. По сути, это проблема государства как института, где духовное учение превращается в религию, его обслуживающую, а людей попросту дурачат, пользуясь их доверием. Шила, сосредоточив управление Раджнишпурамом и официальное представительство стареющего и теряющего здоровье Ошо в своих руках, стала играть грубыми политическими методами, гораздо более жёсткими, чем того требовала изначальная оборона — начав соревнование за победу ради победы.

Однако, что касается обычных «горожан», стоит ли отнимать у них право на счастливую память, не доверять их искренним улыбкам воспоминаний? Жители ранчо, пережившие вместе что-то очень важное, продолжающее связывать их спустя долгое время, превосходя семейные узы, вспоминают о человеке, навсегда изменившем их жизнь, с любовью и радостью. Бывший личный адвокат Ошо Филипп Тукес и сегодня не может сдерживать слёз, говоря о сильном духовном опыте совместного общежития, о чувствовании исторической роли людей, стоящих «у истоков великого эксперимента по изменению сознания всего мира». Если не брать во внимание грязные политические игры, возможно, стоит поверить членам коммуны — в их настоящее приключение, чистую свободу и великую миссию, которые каждый определяет для себя сам.

Международный Фонд Ошо, управляющий наследием Раджниша в Пуне (Индия), отреагировал на сериал на своём сайте Osho Times, отметив неудачу в раскрытии всей правды, лежащей за поверхностью. По их мнению, события в Орегоне были частью заговора правительства США, обеспокоенного распространением взглядов Ошо на осознанное устройство общества.

Джейн Сторк, одна из основных источников сериала, свидетельствовала в автобиографиях Breaking the Spell: My Life as a Rajneeshee и Long Journey Back to Freedom (2009), что её собственные дети подвергались сексуальному воздействию во время проживания в Раджнишпураме. В сериал это не вошло.

Красные тона одежды раджнишей символизировали восход солнца, новое начало.

Александра Шаповал
Не одна дома 2
МОРА
Два холма
(3 сезон)
Денискины рассказы
(1 сезон)
Беспринципные
(5 сезон)