Документальные фильмы и сериалы, особенно небанально поданные, часто опережают художественные по зрелищности, ведь реальность всегда предоставляет самые нетривиальные и порой фантастические сюжеты. Один из таких примеров — сериал пионера зрительской документалистики Netflix «Дикая, дикая страна», рассказывающий об уникальном историческом прецеденте: эмиграции в США из Индии в начале 1980-х огромной коммуны последователей духовного учения одиозного гуру Бхагвана Раджниша, широкого известного в мире как Ошо. На ранчо, приобретённом в штате Орегон, представители объединения построили собственный город Раджнишпурам на принципах «любви, гармонии и мира». Но утопическая мечта о «земле обетованной» обернулась конфликтом с местными жителями и властями и вылилась в национальный, а затем и международный скандал, завершившийся судами, арестами и депортациями.
Подробное погружение в предысторию хорошо даёт понять, как трансформировался со временем образ Ошо. Пророк эпохи нью-эйдж начал свою деятельность ещё в 60-е, постепенно привлекая в Индию учеников со всего мира. Интеллектуальная элита и прогрессивная молодёжь передавала из уст в уста легенды об ашраме гуру Раджниша, где проводились динамические медитации, читались философские лекции, расширялись границы уже существующих духовных учений. Наставника считали революционером, создающим нового человека, несущего зёрна различных религий и практик, совмещающего западное и восточное сознание — материализм и спиритуализм: духовность, сексуальность и деньги. Получая пожертвования от богатых европейцев, Ошо не только развивал свой фонд, но и покупал роллс-ройсы и дорогие часы, шил экстравагантные наряды. Он охотно продавал идеи: книги и медитации становились товаром — капиталистическую модель он чтил, как и многие бедные индийцы, грезящие о великой «стране свободы», которая в итоге его отвергла.
«Наша задача — пробудить в аудитории критическое мышление, вынести самостоятельное суждение о случившемся. Сегодняшний политический климат, к сожалению, толкает людей немедленно разграничивать хорошее и плохое, правильное и неправильное, левое и правое. Я и сам этим грешу, когда смотрю новости».
Поставленный как динамичный детектив, сериал выдаёт информацию порционно, с задержками дыхания, интригуя и шокируя, заставляя раскрывать рот от удивления. Поражает проделанный командой (работа велась более четырех лет) труд: были найдены и опрошены спустя годы очевидцы, участники и основные герои событий (часть из которых скрывается, опасаясь преследований, их локации остались засекречены), подняты редкие архивные записи, многие из которых, очевидно, личные (снимали и документировали в коммуне очень много, словно зная о будущей судьбе, что позволило сохранить множество уникальных свидетельств). В недрах богатого иллюстративного материала — фото 1968 года: гуру с 16-летней Шилой, его будущей правой рукой и двигателем всей истории, когда он принимал людей ещё у себя на квартире, в скромной белой накидке. Совсем скоро он превратится в рок-звезду — автографы, стадионы — и создаст ашрам в Пуне. А амбициозная Шила, любящая «не медитировать, но работать», станет его личным секретарём в 17 лет, предложив идею переезда всей общины в США.
Что хорошо, сериал не ставит оценок, но предоставляет взгляд с обеих сторон баррикад, давая возможность сочувствия каждой. Сложно осуждать жителей маленького местечка Антилопа с населением всего в 50 человек, в основном вышедших на пенсию представителей рабочего класса, намеренных встретить старость в уединении и покое, которые с испугом встретили молодых людей в бордовых одеждах около своего городка и «схватились за ружья»: ими, пережившими войну, двигал страх за свою идентичность. То, как ответили на защитную реакцию представители «мирной» коммуны, вызывает куда больше вопросов: массовые закупки оружия, попытки захвата власти в городе и округе, биологическое оружие, прослушки, попытки терроризма и убийств. Самое страшное, что дискредитировала коммуну власть, сосредоточенная в руках всего одного человека — личного секретаря Ошо (Ма Ананд) Шилы.
«Женщины, работающие с нами над сериалом, воспринимали Шилу как сложный феминистский характер. Если сравнивать с поп-культурой, она сродни Чудо-Женщине, супергероине. Шила — определённо феминистка, но она раскрыла свой феминизм через гуру: правда, строила город не для него, а для всего движения, в которое верила. Она была не только матерью для коммуны, но бойцом и защитником».
Сериал как раз и разоблачает механизмы работы власти: превращения идеи в идеологию, демократии — в тоталитаризм, пропагандистской работы — в подмене понятий «добра» и «зла», «мира» и «конфликта». Где начинает формироваться иерархия и появляются большие деньги, всё трансформируется, теряя человеческое лицо. По сути, это проблема государства как института, где духовное учение превращается в религию, его обслуживающую, а людей попросту дурачат, пользуясь их доверием. Шила, сосредоточив управление Раджнишпурамом и официальное представительство стареющего и теряющего здоровье Ошо в своих руках, стала играть грубыми политическими методами, гораздо более жёсткими, чем того требовала изначальная оборона — начав соревнование за победу ради победы.
Однако, что касается обычных «горожан», стоит ли отнимать у них право на счастливую память, не доверять их искренним улыбкам воспоминаний? Жители ранчо, пережившие вместе что-то очень важное, продолжающее связывать их спустя долгое время, превосходя семейные узы, вспоминают о человеке, навсегда изменившем их жизнь, с любовью и радостью. Бывший личный адвокат Ошо Филипп Тукес и сегодня не может сдерживать слёз, говоря о сильном духовном опыте совместного общежития, о чувствовании исторической роли людей, стоящих «у истоков великого эксперимента по изменению сознания всего мира». Если не брать во внимание грязные политические игры, возможно, стоит поверить членам коммуны — в их настоящее приключение, чистую свободу и великую миссию, которые каждый определяет для себя сам.
Международный Фонд Ошо, управляющий наследием Раджниша в Пуне (Индия), отреагировал на сериал на своём сайте Osho Times, отметив неудачу в раскрытии всей правды, лежащей за поверхностью. По их мнению, события в Орегоне были частью заговора правительства США, обеспокоенного распространением взглядов Ошо на осознанное устройство общества.
Джейн Сторк, одна из основных источников сериала, свидетельствовала в автобиографиях Breaking the Spell: My Life as a Rajneeshee и Long Journey Back to Freedom (2009), что её собственные дети подвергались сексуальному воздействию во время проживания в Раджнишпураме. В сериал это не вошло.
Красные тона одежды раджнишей символизировали восход солнца, новое начало.