18+

В высокой траве

In the Tall Grass
Дата выхода (мир)
4 октября 2019 года
Страна
Канада
Жанр
ужасы, триллер, фэнтези
Режиссёр
Винченцо Натали
Телеканал/Видеосервис
Netflix
Продолжительность
1 ч 42 мин
О сериале
Культовый режиссер нулевых приземляется на Netflix
В ролях
Лайсла Де Оливейра
Бекки Демут
Эйвери Уиттед
Кэл Демут
Патрик Уилсон
Росс Гумбольдт
Уилл Бьюи мл.
Тобин Гумбольдт
Харрисон Гилбертсон
Трэвис МакКин
Рэйчел Уилсон
Натали Гумбольдт
Тиффани Хелм
работник автозаправочной станции
Рейтинг сериала
5.5 /10Рейтинг кинокритиков
6.7 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Культовый режиссер нулевых приземляется на Netflix

Автомобиль мчит сквозь страну брата и сестру: Бекки на шестом месяце, но хочет отдать ребёнка, отец сбежал, и теперь Кэл — её единственная поддержка. Остановившись подышать воздухом около полузаброшенной церкви, герои слышат крики, доносящиеся из густых зарослей травы неподалёку. Заблудился мальчик, и отзывчивые путники идут на зов. Не подозревая, что это ловушка и искать спасения вскоре понадобится им самим: в траве действуют свои неведомые законы. Классический сюжет «мастера ужасов» Стивена Кинга, традиционно острашняющего обыденное, — ядро рассказа, написанного в 2012 году в соавторстве с сыном Джо Хиллом. Мечтой об экранизации загорелся канадец Винченцо Натали, режиссёр и сценарист культового «Куба», нащупав близкую тему — странного лабиринта, полного смертоносных препятствий.

Оригинальный текст режиссёр, сам застрявший в сериальном плену, пока Netflix не вызволил поддержкой, значительно переписал, добавив линию с искажением времени, а также мифологическую основу, превратив горе-отца Трэвиса, в рассказе упомянутого лишь пунктирно, фактически в протагониста, Орфея, пустившегося на поиски Эвридики в загробный мир. Но античный размах потерялся за схематизмом и плоскостью персонажей вкупе с невыразительной актёрской игрой (ярко прописан лишь злодей Росс, сыгранный звездой ужасов Патриком Уилсоном). Сомнительна и художественная форма картины, напоминающая золотые хиты ТВ-3: типичная цветовая палитра хорроров категории B, клишированные приёмы и ракурсы, перенасыщенность бульварной мистикой, спорная компьютерная графика удешевляют историю, делая далёкой от жизни, а не обратной её стороной — фрейдистским «жутким».

«Я вырос в жилом комплексе в Торонто, городе, где всегда очень холодно и много времени проводишь дома. Потому идея изоляции и ограничений может быть частью моего психологического портрета. Но если проще, у меня не так много денег на съемки фильмов и попросту нет выбора, кроме как рассказывать истории с малым количеством персонажей и локаций, поскольку это всё, что я могу позволить. Однако часто ограничения служат источником вдохновения».
Режиссер Винченцо Натали

Если у Кинга загадочное поле, как и обычно, было символом непознаваемого зла, пробуждающего в людях внутренних демонов, то у Натали над леденящим экзистенциальным мороком преобладают лобовые «пугалки». Страшный первобытный баланс — древний камень, стоящий в центре живой и разумной системы, по-фаустовски вручающий мировое знание взамен на жертвуемую душу, — в адаптации оборачивается экспрессивным капустником: гора трупов, членовредительство, несуразные травяные монстры, танцующие руны, шёпоты и крики. Переодевшись в аттракцион, космический ужас заземляется; физика вытесняет метафизику, а сакральная «цивилизация», для коей человек —лишь топливо, становится очередной побеждаемой обителью зла.

Однако, благодаря внесённым временным петлям, фильм получает дополнительные интерпретации. В версии Натали бескрайнее растительное пространство, где блуждают на потоке приходящие жертвы, превращается в своеобразный лимб (так, кстати, назывался его предыдущий фильм), вечную подвешенность между адом и раем. Вспоминается и борхесовский «сад расходящихся тропок», территория бесконечного выбора всех находящихся перед субъектом возможностей. Множественность параллельных временных коридоров, где смерть соседствует с воскрешением, приближает концепцию жизни к игре, каждый новый ход которой символически «убивает» или «добавляет силу».

«Поле, которое вы видите на экране, — точно такое же, как в жизни. Идти по нему — нервирующий опыт, как плыть в океане. Уже на первичном уровне чувствуешь свою уязвимость. Трудно разглядеть собственные ноги. Если бы в траве был хищник, вы бы его не заметили, пока не оказалось бы слишком поздно. <…> Трава острая, она вас поранит. Для людей она — недружественный организм».
Режиссер Винченцо Натали

В этом смысле «В высокой траве» примыкает к целой волне фильмов (от «Дня сурка» до условного «Паранормального»), чьи герои оказываются в ловушке таинственных сил, заставляющих их вновь и вновь переживать некие события, от поведения в которых зависит успешность «прохождения» раунда. И зелёное поле, с его зацикленным временем, становится метафорой обыденности «привычной» жизни, состоящей из череды повторений, где единственное спасение — выход из замкнутого круга неверных действий. Это осевая идея не только буддизма, с его цепочкой перерождений, но и, что более жизненно, психотерапии. Бег в колесе, потеря видимости пути, переменные отдаления и сближения, повторение одних и тех же ошибок — человеческий удел, а проработка механизмов, возвращающих к старым травматическим схемам, — внутренняя задача каждого. Пожалуй, в этом и кроется основная актуальная идея картины, а не в унылом морализаторстве финала, провозглашающего этическую «победу» над ужасом материнства.

Для облика травяных монстров дизайнером по костюмам Джинджер Мартини были созданы специальные маски, состоящие из вкладышей для полок и пластиковой травы, украшенные натуральным мхом. А у каждого из персонажей было множество костюмов, отражающих разные степени разложения ткани, для чего использовались наждачная бумага, различные ножницы и красители.

Авторы рассказа — Стивен Кинг и его сын Джо Хилл — приняли дополненный режиссёром сценарий без единого исправления. Посмотрев фильм, они так же остались довольны, особенно отметив созданную атмосферу страха.

Фильм полностью отснят на натуре, актёры взаимодействуют с реальными ландшафтами. Лайсла Де Оливейра (Бекки) во время съёмок получила переохлаждение из-за дождя, ей, как и многим другим, было физически тяжело. Эту боль актёры и пытались преобразовать в эмоции своих персонажей.


Александра Шаповал
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)