16+

Довод

Tenet
Дата выхода
3 сентября 2020 года
Страна
Великобритания, США
Жанр
фантастика, боевик
Режиссёр
Кристофер Нолан
Продолжительность
2 ч 30 мин
О сериале
Фильм-палиндром
В ролях
Джон Дэвид Вашингтон
Протагонист
Элизабет Дебики
Кэт
Аарон Тейлор-Джонсон
Айвз
Кеннет Брана
Андрей Сатор
Клеманс Поэзи
Барбара
Фиона Дуриф
Уилер
Майкл Кейн
Майкл Кросби
Химеш Патель
Махир
Эндрю Ховард
Стивен
Рейтинг сериала
7.6 /10Рейтинг кинокритиков
6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Фильм-палиндром

Главное слово сюжета tenet (что дословно переводится как «принцип») одинаково читается в обоих направлениях. Фразы, основанные на «фокусе» с палиндромом или, иначе говоря, перевертыши, выглядят впечатляюще, но чаще всего не имеют глубокого смыслового содержания. Подобная ситуация и с фильмом Нолана, сюжет которого построен на зеркальных сценах во вселенной, где время может идти вспять, но ни с какими принципами или доводами этот сюжет особо не связан.

Экспозиция «Довода» напоминает классический фильм в жанре шпионажа: локация – Киевский оперный театр, действие — теракт, который ЦРУшники предотвращают, хотя спасать планировали не людей, а плутоний. Один из заложников попадает в плен к обманутым в спецоперации наемным русским, но успевает проглотить пилюлю с цианидом. Однако суицидальная капсула оказывается ненастоящей, а пытки — лишь проверкой героя на прочность и верность, чтобы допустить его до важной миссии с кодовым словом (и ключом ко всем дверям) «довод».

Это невероятно сложный фильм, как и все работы Криса [Нолана]. В смысле, чтобы полностью понять его, вам нужно будет посмотреть его три или четыре раза.
Роберт Паттинсон, исполнитель роли Нила

Нолан не скрывает, что фанатеет от «Бондианы», но во время съемок «Довода» фильмы о шпионах намеренно не пересматривал: решил опираться только на собственные воспоминания. Впрочем, жанровую атмосферу ему передать удалось — тут и идеально выглаженные костюмы, и новомодные устройства, и главный злодей русского происхождения (ведь во многих фильмах про шпионаж виновниками торжества выступает именно наша нация), и женщина, которую нужно спасать вместе со всем миром. Только вот фильм совсем не о шпионаже.

Помимо постоянных перемещений по городам мира (целых семь, хвастаются создатели), герои путешествуют еще и во времени. Тут-то и начинается часть, приглашающая зрителя к взрыву мозга. Операция по предотвращению апокалипсиса построена вокруг технологии из будущего, которая инвертирует энтропию предметов и людей. Говоря простыми словами — заставляет их двигаться обратно во времени. Пули залетают назад в дуло пистолета, машины едут задом наперед, а если инвертировать человека, то он начнет двигаться из будущего в прошлое и окажется в пространстве, где птицы в небе летят назад, огонь не обжигает, но обдает льдом, и дышать можно только через маску (в которой инвертированный воздух). Главное правило при движениях в прошлое — не прикасаться без защитного костюма к самому себе в нормальном течении времени. Иначе произойдет взаимное самоуничтожение, что объясняется аннигиляцией элементарной частицы — электрона, которая движется из прошлого в будущее, и ее античастицей позитроном, движущейся в обратном направлении. Гениально!

Во время работы над фильмом были моменты, когда я думал: «Эм... вообще, я понятия не имею, что здесь происходит».
Роберт Паттинсон, исполнитель роли Нила

В перерывах между насыщенными сценами голливудского экшена (которых примерно два из двух с половиной часов фильма) на зрителя вываливаются заумные диалоги подобного содержания — будто составленные из заумных статей Википедии. Несмотря на это, Нолан не претендует на научность и не призывает проанализировать причинно-следственные связи происходящего. Он даже не дает перевести дух и задаться вопросом: «То, что я сейчас увидел, вообще логично?» Картина настолько перенасыщена информацией и шоу-стопперами, что начинаешь даже уставать: не то от умопомрачительных теорий об устройстве Вселенной и моментальной сменяемости действий в драках, не то от недостатка смысловой глубины во всем этом действе. Но в этом, кажется, и есть авторская задумка: «Голова еще не болит?» — спрашивает персонаж Роберта Паттинсона у главного героя, но обращается будто к зрителям. Здесь все работает на то, чтобы голова все же заболела, а сердце забилось быстрее — даже музыка во время погонь начинается с привычной ритмичности пульса, а затем ускоряется вместе с сердцебиением.

«Довод» — и слово и фильм — построен как палиндром: с середины киноленты события в обратном порядке отматываются назад, и мы взираем на случившееся под другим углом (поэтому при просмотре важно запоминать детали). Но сюжет фильма не располагает к сопереживанию (разве что по отношению к жене абьюзивного олигарха) и рефлексии: все герои раскрываются клишированно и выполняют лишь назначенные им функции, а о Протагонисте (в титрах его так и именуют) мы не знаем и вовсе ничего. Зрителю остается только наблюдать за зрелищностью (визуальной и словесной) происходящего, следуя за главным героем как за проводником в мире-палиндроме, который напоминает головоломку без решения, ловушку без выхода.

В какой-то момент начинает казаться, что Протагонист существует внутри игры (со смертью, временем, физикой), где все вокруг — один большой палиндром. На это указывают и подсказки, разбросанные Ноланом: опера в начале фильма, олигарх Андрей Сатор, его корпорация «Ротас», мастер поддельной картины Арепо и сам шифр, который звучит в оригинале как tenet, составляют латинскую фразу-палиндром Sator Arepo Tenet Opera Rotas. Но зачем все это? «Не пытайся понять, — обращается одна из героинь к Протагонисту, но реплика адресована будто и зрителю тоже, — просто почувствуй».

Во время съемок взорвали настоящий «Боинг». Режиссер посчитал, что списанный самолет обойдется дешевле компьютерной графики, а также назвал это «спонтанной покупкой».
Актеры могли читать сценарий лишь в закрытой изолированной комнате.
Кристофер Нолан работал над задумкой «Довода» на протяжении двадцати лет, потратив около семи лет на усовершенствование деталей.

Лучшие цитаты:

— Вся эта операция — встречное движение во времени.
— Чья она?
— Твоя.
Будущее собирается нас уничтожить.
Анастасия Лябина
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)