16+

Исправление и наказание
(1 сезон)

Дата выхода
14 марта 2022 года
Страна
Россия
Жанр
комедия, драмеди
Режиссёр
Анна Пармас
Телеканал/Видеосервис
Premier, ТНТ
Серий в сезоне
16
Продолжительность
30 мин
О сериале
Ситком на нарах
В ролях
Алена Неверова
Тимофей Трибунцев
Иван Зыков
Наталья Бардо
Жанна
Борис Каморзин
начальник колонии
Александра Макарская
Марина
Татьяна Лютаева
Лидия
Галина Данилова
жена начальника колонии
Владислав Прохоров
Костя
Андрей Пынзару
Голованов
Бесо Гатаев
Адил
Борис Каморзин
начальник колонии
Рейтинг сериала
5.1 /10Рейтинг кинокритиков
6.4 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Ситком на нарах

Бизнесмен Виктор Верхоланцев (Артур Ваха) в девяностые годы организовал финансовую пирамиду, но смог избежать наказания, повесив все на свою жену. Виктор скрылся с деньгами, использовал их в качестве стартового капитала и со временем превратился в миллиардера-олигарха, а его супруга осталась в провинции с маленькой дочерью Аленой на руках. Повзрослев, Алена Неверова (Анна Михалкова), ведомая острым чувством справедливости, устроилась работать в ФСИН. Она верит, что в каждом человеке есть что-то хорошее, и пытается перевоспитывать преступников, отбывающих наказание в колонии-поселении. После того, как Виктор Верхоланцев неожиданно скончался в довольно комичных обстоятельствах, его дети от второго брака, Марина (Александра Макарская) и Костя (Владислав Прохоров), обнаружили, что завещания он не оставил. Более того — все имущество бизнесмена, равно как и все его счета, находятся под арестом, поскольку ФСБ проводит расследование коррупционных схем, в которых был задействован Верхоланцев. В поле зрения властей не попал лишь зависший где-то в швейцарском банке транш на пятьдесят миллионов долларов — эти деньги должна была получить Алена Неверова.

Костя и Марина вместе с мамой Лидией (Татьяна Лютаева) и любовницей своего отца Жанной (Наталья Бардо), которая вроде как тоже член семьи, едут знакомиться с Аленой, чтобы узнать у нее шестнадцатизначный код, необходимый для получения транша. Осознав, что новоиспеченная родственница добровольно богатством делиться не станет, ушлый Костя вспомнил уроки Артура Конан Дойла и поджег дом Неверовой в надежде, что она, подобно Ирэн Адлер, сама вынесет из дома все самое ценное — то есть, код. Расчет не оправдался, ведь Алена понятия не имеет, о каком коде идет речь. Зато ее родня за совершенное преступления была приговорена к двум годам пребывания в колонии-поселении — той самой, где Неверова отвечает за воспитательную работу. И теперь зажравшимся мажорам на своей шкуре придется оценить неверовскую экспериментальную методику перевоспитания.

Сериал «Исправление и наказание» по своей фабуле напоминает проект «Жуки» — в обоих случаях нам предлагают наблюдать за группой столичных жителей, вынужденных приспосабливаться к новой обстановке и учиться выживать без привычных удобств вроде интернета. Только вот в «Жуках» героями были позитивные и трудолюбивые ребята, сопереживать которым было гораздо проще, чем пафосным и вечно недовольным членам семейства Верхоланцевых. Кроме того, можно углядеть определенное сходство с комедией «Холоп», где в центре сюжета также было перевоспитание мажора, однако в фильме Клима Шипенко процесс перековки отпрыска олигарха в достойного члена общества был подан более изобретательно.

Алена Неверова пытается пробудить в своих родственниках «разумное, доброе, вечное» при помощи чтения детских сказок, совместного просмотра советских фильмов и набора приемов, подсмотренного в инстаграмах «диванных психологов», проповедующих позитивное мышление. Неверова подходит к делу с энтузиазмом повзрослевшей Полианны — она не держит зла на людей, спаливших ее дом, и всей душой жаждет помочь им стать лучше. Движимая благими намерениями, Алена прибегает к неэтичным методам и при этом сама не осознает глубину своего падения. В одной из первых серий Неверова просит могучего кавказца Адила (Бесо Гатаев) в воспитательных целях «поприставать» к Косте (понарошку, разумеется). Этично ли шутить на подобные темы?

Стоит отметить, что команда сценаристов проекта изобретательно вплетает в повествование как отсылки к актуальным (на момент съемок сериала) событиям из реального мира, так и важным попкультурным вехам — к примеру, юриста семьи Верхоланцевых играет адвокат Александр Добровинский, представлявший интересы потерпевшей стороны в судебном процессе над Михаилом Ефремовым. Эпизод, в котором Неверова заставляет Жанну раз за разом смотреть «Трех мушкетеров» с Михаилом Боярским, можно счесть оммажем к «Заводному апельсину», а неудачная попытка сбежать из колонии через дыру в стене, ведущую в канализацию, вызывает в памяти «Побег из Шоушенка». К сожалению, подобных моментов в сериале немного, зато шутки про испражнения попадаются с завидной регулярностью — складывается впечатление, что у кого-то из сценарной группы был пунктик на эту тему.

На протяжении всего сериала героиня Анны Михалковой пытается опровергнуть выражение «насильно мил не будешь» и путем шоковой терапии заставляет своих подопечных становиться лучше, так что вскоре Костя даже начинает подозревать, что Неверовой просто нравится издеваться над заключенными, а все разговоры про перевоспитание — не более чем оправдание для ее садизма. В самом деле, в большинстве случаев зачатки саморефлексии и тяга к переменам возникают в Верхоланцевых не благодаря действиям Алены, а вопреки ее попыткам навязать свою модель мышления. При желании в этом можно было бы увидеть критику современной пенитенциарной системы, но вряд ли у создателей сериала было такое намерение — неспроста ведь нам подчеркивают, что начальство колонии-поселения не одобряет действия Неверовой.

«Исправление и наказание» выглядит скорее как не слишком удачная попытка в позитивном ключе показать жизнь в местах, не столь отдаленных. В результате мы имеем изрядно пригламуренную колонию — такую же образцово-показательную, как воинская часть в «Солдатках», и при этом имеющую столь же мало отношения к реальной действительности. Для комедии в сериале Анны Пармас маловато юмора, а для социальной истории — слишком много патоки.

Создатели уже окрестили свое детище «первым тюремным ситкомом».
Вся сериальная команда перед началом съемок побывала в настоящей колонии и подробно ознакомилась с тамошними порядками и бытом.

Леонид Кискаркин
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)