18+

Бархатная бензопила

Velvet Buzzsaw
Дата выхода
27 января 2019 года
Страна
США
Жанр
триллер, комедия, детектив
Режиссёр
Дэн Гилрой
Телеканал/Видеосервис
Netflix
Продолжительность
1 ч 52 мин
О сериале
Квелый хоррор о природе искусства в эпоху медиа
В ролях
Джейк Джилленхол
Морф Вандеволт
Рене Руссо
Родора Хейз
Тони Коллетт
Гретчен
Зави Эштон
Джозефина
Том Старридж
Джон Дондон
Наталия Дайер
Коко
Давид Диггс
Дамиш
Билли Магнуссен
Брайсон
Джон Малкович
Пирс
Рейтинг сериала
5.7 /10Рейтинг кинокритиков
6.2 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Цитаты
Галерея
Описание
Квелый хоррор о природе искусства в эпоху медиа

В районе Малхолланд-драйв опять не все спокойно. Только недавно попрощавшаяся с должностью секретарши, независимая молодая кураторка (Зави Эштон), она же новая подружка популярного, цветущего арт-критика Морфа Вандеволта, случайно находит живопись некоего неизвестного и уже умершего художника Ветрил Диза. Вскоре оказывается, что его магические работы обладают гипнотической силой. С этой минуты верхушка элитарной тусовки Лос-Анджелеса подключатся к борьбе за найденные шедевры.

Второй более-менее заметный после желчного «Стрингера» фильм Дэна Гилроя, «Бархатная бензопила», выпущенный Netflix сразу после сандэнсовской премьеры, строится, в общем, по той же, что и дебют, схеме: интригующая сюжетная завязка, нехитрая тема, обличающая пороки современного общества, и Джилленхол в главной роли. Но если «Стрингер», рассказывающий о грязной изнанке СМИ, все-таки отвечает заявленному в пресс-релизе тегу «триллер», то «Бархатная бензопила», безусловно, квазихоррор, квазидетектив и квазикомедия. Для классического хоррора здесь слишком много болтовни, куча персонажей и полное отсутствие саспенса. Но Гилрой, кажется, и не пытается опираться на жанровые клише.

Словно вышедшие из Музея мадам Тюссо, одетые по предпоследней хипстерской моде экзальтированные частички арт-комьюнити исполняют токсичный водевиль: плетут интриги, врут, умалчивают, смущаются, хмыкают, передергивают, бесятся и извиняются. Меж тем Вандеволт сам всерьез берется за изучение напоминающих помесь Сикейроса с Мунком полотен загадочного Диза. Почуяв от работы обострение неврозов и страхов, критик замечает схожее и в своих коллегах по цеху, нещадно воюющих вместе с ним за дизовские картины. Впрочем, оказывается, уже поздно. В мире купли-продажи маниакальную борьбу конформных кураторов за работы новоиспеченной знаменитости не остановить. Однако остальное искусство не собирается молча наблюдать, как его сначала выводят в топы, а при первой возможности выставить что-то более живое и свежее — сбрасывают со счетов. Эти побитые жизнью бедняги, заурядные экспонаты совриска восстают против своих создателей, мстят виновникам их ужасающей вторичности.

В фильме есть черты кэмпа, китча, сатиры. Я убежден, что проект должен быть смешным. В нем поднимаются серьезные темы, заложены важные идеи, но я считаю, что именно юмор может быть мощным рупором, с помощью которого режиссер транслирует свои идеи.
Дэн Гилрой, режиссер

Но прилежность и вальяжная необязательность повествования в совокупности с прозаической развязкой, в которой Гилрой устало и тривиально разделывается с арт-истеблишментом, избавляет смыслы от раздутой претенциозности, а креативный класс оказывается намного более креативным, чем формулы смерти, заготовленные для него воображением режиссера. Месть ожившего граффити, робобомжа, татуировки и большого блестящего шара с дырками — настолько вторичное зрелище, что жертв становится даже чуточку жалко.

Этот усталый тезис о продажности и ангажированности производящего смыслы сообщества давно не новость. Совы оказываются у Гилроя тем, чем они изначально и казались. Он, в отличие от автора «Под Сильвер-Лэйка», не наворачивает с три короба, не питает пубертатных иллюзий и не претендует, как, например, «Квадрат», на масштабные обобщения. В этой пассивности, аккуратно отделанной сайдингом заурядности, и можно при желании отыскать обаяние.

В известном шедевре Линча героиня Наоми Уоттс Бетти кончала жизнь самоубийством, после чего воцарялась тишина. Что-то вечное и важное обрывалось навсегда. В «Бархатной бензопиле» необходимый карт-бланш для продолжения спокойного течения жизни все-таки предоставлен. В поточных стриминговых фильмах второго ряда ничего не начинается и ничего не заканчивается. «Тройная граница», «Птичий короб» не рождают героев, не ставят точек, спрямляют конфликты, упрощают возможный потенциал амбициозных историй и круг проблем. Это среднее кино, после которого легко продолжить смотреть свой любимый сериал. Но зона комфорта, как известно, тоже опасная штука.

Идея фильма пришла режиссеру во время прогулки по пустынным залам музея современного искусства.
Главные персонажи, Морф Вандеволт и его ассистентка, изначально писались под Джейка Джилленхола и Рене Руссо.

Лучшие цитаты:

Критика так ограничивает и эмоционально истощает.
Морф Вандеволт
Мне никогда не следовало бросать пить.
Пирс
Семен Грицай
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)