Горе и воображение могут стать и спасением, и ловушкой.
«Сущность» — это психологическая драма с элементами хоррора, где сверхъестественное становится способом поговорить о самом человеческом — о горе, памяти и страхе, который не отпускает. Режиссер Дилан Саутерн («Заткнись и играй хиты») выстраивает историю семьи, оказавшейся под давлением невидимой силы, питающейся их внутренними переживаниями.
Главный герой — иллюстратор, недавно потерявший жену. Вместе с двумя сыновьями он пытается вернуть себе ощущение реальности, но в доме все чаще начинает проявляться нечто, чье присутствие ощущается в тенях, снах и голосах. Эта сущность питается их страхом, виной и одиночеством. Чем больше герой старается понять, что происходит, тем сильнее граница между воображением и действительностью стирается.
Главную роль исполняет Бенедикт Камбербэтч, чья игра держит на себе весь фильм — тонкая, нервная, без малейшей фальши. Его персонаж переживает потерю не только близкого человека, но и опоры в мире, где все становится зыбким. Камбербэтч передает это состояние без надрыва, делая внутренний хаос героя ощутимым и узнаваемым. Пресса (Variety, The Hollywood Reporter) называет его работу одной из лучших за последние годы — честной, эмоциональной и безупречно выстроенной.
Особое место в фильме занимает персонаж, которого озвучивает Дэвид Тьюлис — он становится голосом совести и внутренним собеседником героя, напоминая, что иногда самые страшные разговоры происходят внутри нас самих. В актерском составе также — Джесси Кейв («Индустрия»), Сэм Спруэлл («Дюна»), Винетт Робинсон («Точка кипения»), Лео Билл («Табу»), Тим Плестер («Американская кабала») и Адам Бейзил («Пчеловод»). Их игра придает фильму реалистичность, которой редко добиваются в жанровом кино: даже когда на экране происходят странные вещи, все выглядит убедительно и эмоционально честно.
Проект стал личным для Камбербэтча — он выступил не только исполнителем главной роли, но и продюсером фильма через свою компанию SunnyMarch. Партнёром по производству стала независимая студия Lobo Films, специализирующаяся на фестивальных и авторских проектах. Их сотрудничество позволило сохранить в фильме баланс между камерной эмоциональностью и визуальной выразительностью, сделать историю одновременно интимной и кинематографически мощной.
«Сущность» основана на книге Макса Портера Grief Is the Thing with Feathers, отмеченной множеством литературных премий. Источник вдохновения — поэтический цикл Теда Хьюза Crow, в котором Ворон олицетворяет хаос, утрату и первобытную энергию. В фильме этот образ возвращается как символ горя, который может быть и разрушительным, и исцеляющим. Ворон здесь не чудовище, а метафора того, что невозможно просто изгнать боль — её нужно прожить.
Саутерн выстраивает визуальный язык фильма на грани сна и яви: мягкий свет, приглушенные цвета, замедленные планы создают атмосферу внутреннего напряжения. Хоррор в «Сущности» не пугает зрителя — он заставляет почувствовать, как выглядит тревога изнутри.
Фильм был показан на Sundance, Берлинале, BFI London Film Festival, Карловых Варах и Neuchâtel Fantastic Film Festival, где участвовал в номинации на лучший фильм.
«Сущность» — это не ужастик, а спокойная, тревожная история о том, что происходит с человеком, когда боль перестает быть чувством и становится образом. О том, что иногда призраки приходят не извне, а изнутри — и только признав их, можно снова начать жить.
«Завораживающее, сильное изображение горя. Эссе о смертности, которое очаровывает своей красотой и жалит своей правдой»,