Мария Склодовская (Розамунд Пайк) перебирается из родной Польши во Францию, чтобы поступить в Сорбонну и в последующем посвятить свою жизнь естественным наукам. С этого момента судьба будущего великого ученого принимает невероятные обороты. На пути героини встанет не только патриархально настроенный мир, убежденный в бесталанности женщин, но и ее муж Пьер Кюри (Сэм Райли), который не прочь присвоить себе заслуги жены. Тем не менее, вместе с супругом Мария откроет радий и полоний, за что оба будут удостоены Нобелевской премии. Открытие приведет к непредсказуемым последствиям — все это нам покажут в виде нарезки ретроспективных кадров. С одной стороны, человечество научиться лечить радиотерапией раковых больных, но с другой стороны — возьмется за создание и испытание ядерного оружия. Склодовская-Кюри, догадывавшаяся об опасности элемента, словно предчувствовала подобный исход.
Французский режиссер иранского происхождения Маржан Сатрапи стала известна после того, как экранизировала свой же графический роман «Персеполис». Сюжет рассказывает о печальной странице истории — исламской революции в Иране. Главной героиней стала девушка, чье поведение шло вразрез с новой политикой государства. В «Опасном элементе» в центре сюжета мы тоже видим героиню, которая шла наперекор закостенелой системе, где из-за сексистских устоев ее даже не расценивали как личность.
Современные байопики о знаменитых дамах решают важную на сегодняшний день задачу: сделать женских персонажей яркими, самодостаточными и более заметными. Персона Марии Склодовской-Кюри прекрасно вписывается в эту концепцию, ведь она, по сути, и по сей день остается олицетворением женщин в науке.
Какой же получилась выдающаяся ученая в исполнении британки Розамунд Пайк, она же «Исчезнувшая», она же «Аферистка»? Актриса показала Склодовскую-Кюри женщиной, преисполненной достоинства и выдержки, однако местами ее серьезности и гипертрофированной строгости было слишком много. История личной жизни ученой тоже кажется излишне драматизированной и занимающей слишком много времени, из-за чего карьерные достижения Марии отходят на задний план.
Пайк хорошо удалось передать характер женщины, в которой уживаются романтические чувства к мужу и подозрительность по отношению к нему — интуиция подсказывала Марии, что супруг положит глаз на ее научную работу и постарается присвоить себе плоды ее труда. Внутренний голос не обманул Склодовскую-Кюри.
Режиссер Сатрапи относится к жизненной драме своей героини уважительно и даже сочувственно. Мария — женщина из Восточной Европы, вынужденная покинуть родину, чтобы найти себя в этом патриархальном мире, не признающем женских авторитетов. Своим поведением Склодовская-Кюри зеркалит мужчин: она ни с кем не церемонится, она предъявляет ко всем и к себе в частности высокие требования, также ей не чуждо острословие, которого «правильные» женщины постеснялись бы. Однако в попытках показать героиню эдаким одержимым ученым мужем в юбке режиссер забывает об «объемности» и многогранности персонажа, а именно это сделало бы Марию более живой, ведь речь идет о реальном человеке.
Как и многие современные байопики, «Опасный элемент» отходит от строгих хронологических рамок и совершает прыжки в будущее. В этих эпизодах наглядно показано, как человечество воспользовалось научными открытиями Марии Кюри. Результаты нам хорошо известны.
Биографическую картину Маржан Сатрапи можно рассматривать как уважительный портрет необыкновенной женщины. Кроме того, это еще один шаг в сторону борьбы с сексизмом в кино, где на первом плане до сих пор блистают преимущественно мужчины. Начало положено, и тенденция уже набирает обороты.