В мире кино, где каждый удар и каждая постановочная битва вносят свой вклад в вечный жанр боевиков, картина «Ип Ман: Мастер кунг-фу» в режиссуре Ли Лимина выделяется своей исключительностью. Она не просто пересказывает историю одного из самых знаковых мастеров кунг-фу, но и пытается осветить его жизнь с необычных ракурсов, внося в жанр свежие краски. Вот только насколько убедительно и интересно это получилось?
История вращается вокруг Ип Мана, выдающегося мастера и наставника, который обучал боевым искусствам не только ведущих воинов, но и обычных людей, включая знаменитого актера Брюса Ли. В этом повествовании он появляется в роли начальника полиции города Фошань, где верой и правдой служит закону, пока не вмешиваются японские захватчики.
Среди них находится опасный преступник, стремящийся использовать обстановку для личной мести против Ип Мана. Этот злодей готов пойти на любые меры, чтобы достичь своих зловещих целей. Главному герою придется задействовать весь свой боевой арсенал, чтобы победить такого грозного противника и оборонять свою родину и народ от захватнических амбиций захватчиков.
Киноленты о знаменитом мастере восточных боевых искусств Ип Мане превратились в целое специфическое направление кинопроизводства. Однако захватывающую атмосферу и неподражаемую яркость событий, изображенных в серии картин Уилсона Ипа, сложно превзойти.
Сотрудничество Ипа с Донни Йеном началось в 2005 году. Их совместная работа над первым фильмом об Ип Мане, где хореографию боевых сцен разрабатывал знаменитый Саммо Хун, сразу же взорвала кинопрокат. В этой серии Ип Ман был показан как непритязательный народный защитник, который помог жителям своего региона освоить Вин Чун, кунг-фу для самозащиты перед лицом жадных магнатов и наступления японских войск на пороге Второй мировой войны. Впоследствии вышло еще три сиквела и фильм «Ип Ман: Наследие», которые можно считать каноническими для изображения героя. Но дальше дело двинулось по кривой дорожке.
«Ип Ман: Мастер кунг-фу» поставил молодой режиссер Ли Лимин, а на роль Ип Мана был приглашен Дэннис То. Фильм не вышел в прокат в кинотеатрах Китая, вместо этого был выпущен в цифровом виде посредством потокового вещания на Youku 23 декабря 2019 года, а в США вышел в ограниченном прокате в 2020 году.
По оценкам критиков, фильм заработал довольно малый процент положительных отзывов, всего 36 процентов на Rotten Tomatoes, и в целом, не заработал большой любви у простых зрителей, которые вместо продолжения любимого фильма обнаружили нечто иное.
Сюжет фильма — это не просто повествование о боевых достижениях грандиозного мастера Ип Мана, но и нежная, душевная история человека, который стоит за этим именем. Киноискусство часто обладает магией, способной превращать исторические факты в поэзию движений и смыслов. Однако, несмотря на попытки сделать сюжет глубоким и многослойным, самая крупная ошибка ленты заключается в неравномерности насыщения сцен.
Местами представляется, что фильм делает резкий акцент на боевых сценах, позволяя драматическим моментам затихнуть на заднем плане. В результате эмоциональная связь с персонажами страдает, не давая зрителю полностью погрузиться в их переживания. История подается рвано, мозаично, и возникает впечатление, что для данной картины, сюжет — это не самое главное, он нужен лишь как мостик, чтобы перебираться от одной сцены драки к другой.
Но, может быть, хотя бы само кунг-фу способно перекрыть этот недостаток? Но, к сожалению, схватки здесь, хоть и достаточно зрелищны, не способны сильно удивить зрителя. Правда, некоторые сцены могут изрядно повеселить: например, можно узнать о том, как можно драться, не вставая с кресла-качалки.
«Ип Ман: Мастер кунг-фу» — это совершенно необязательное к просмотру кино, неопределившийся осколок мозаики, которую нельзя встроить в общую картину. И, если уж говорить прямо, просто эксплуатация имени Ип Мана с целью выжать из него еще немного истории для создания контента.
«Мастер кунг-фу» не смотрится ни как отдельный фильм, и ни как продолжение и развитие истории легендарного персонажа. Но даже насколько очевидный провал не остановил режиссера Ли Лимина — на следующий год он выпустил очередной фильм про Ип Мана. Однако, не все так плохо, зритель видал и похуже. Для любителей восточных единоборств, фильмов про Китай и кунг-фу, да и в целом истории про Ип Мана, в «Мастере кунг-фу» будет на что посмотреть. Но только, если не ждать от фильма чего-то нового и особенного.
— Капитан Ип, вы не боитесь смерти?
— Не каждый китаец боится смерти.